Разделы дневника |
События
[11]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
|
Общество
[40]
Рассуждения об обществе и людях
|
Мир и философия
[44]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
|
Повседневность
[46]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
|
Культура и искусство
[25]
|
Системы
[12]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
|
|
Календарь |
« Май 2023 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Главная » Мир и философия
Иногда мне самому представлялось быть собакой, которая бежит среди вяло реагирующих людей, медленно и бесповоротно идущих к выбранным ими целям. Скорость — сама по себе нулевое измерение, не важно движемся ли мы или всё вокруг нас. Так, радость слишком часто связывается с «хорошей» погодой лишь потому, что она требует прагматически меньше заботы об шерсти одежде. Этому облачению не слишком следует доверять, ведь если оно не соответствует погоде — оно просто слишком декоративно, слишком поверхностно. И оно не имеет прагматического основания как само декоративно-прикладное искусство, встраивающееся в быт применительно к тем или иным элементам. Тогда культура и прагматика находят некоторую уравновешенность, некое устойчивое неравновесие, из которого они черпают вдохновение. Но что может черпать бегущий пёс кроме воды из загрязнённой проезжающими повозками канавы? Может ему подносят и часть добычи, но ему то должно быть всё равно, если организм переварит и то и другое без разбора. Но каковы возможности сохранить этот город, если останутся только стены, если в одночасье изменятся люди, если они обретут дискурс? Это извечный вопрос о сохранении информации, в данном случае о сохранении культурного кода, на котором держится культура. Нужна ли та или иная культура per se, сможет ли она сохраниться в хранилище всех источников? Получится ли его вписать так глубоко, как вписана человеческая прагматика в собаку, как в её интерьер, так и экстерье
...
Читать дальше »
|
Когда выпадает снег, он работает словно фильтр в объективе технологического зрения, подсвечивая собой то, что вчера казалось таким обыденным и неразграниченным. Кто-то называет это сказкой, кто-то мечтой, кто-то берёт лопату и превращает его в горы или грязь, а кто-то видит всё это каждый день как повседневность и без дополнительных эффектов. Вопрос о том как мы различаем сам дискурс и видим ли мы его не решает саму проблему его наличия и преодоления. Тем не менее, с тех пор как массовая обработка изображений с помощью технологии машинного обучения стала ключевой юридической проблемой (после(после))современности и простая обработка снегом происходящего наталкивается на правовую неразграниченость человека, машины и природы. Можно ли взять и увидеть изображения и создать с помощью них некоторое произведение (технически, машинно) как это делает человек, который идёт по улице или читает книгу (или видит киносон, а может и всю игру «человек-человек» или «пастух-стадо»)? Сейчас это можно сделать с тем, к чему не была приложена рука человека как творца, что по существу придаёт юридическим и технологическим вопросам неотъемлемый эстетический подтекст, который может быть рассмотрен в рамках некоторой общей теории эстетики. Обработка с помощью человеческого мозга обнаруживает себя в привилегированном положении, тогда как всякая технологическая обработка
...
Читать дальше »
|
Если один режим дискурса связан с принудительными разграничениями, такими как разграничение режимов правления или образами мышления, то другой — с обозначениями расслабленности. Неразграниченность можно усмотреть в самом человеческом действии с одной стороны как охотника и собирателя, а с другой стороны как отдыхающего, похожего на спящего хищника, но такого как домашняя кошка, который уже был вытеснен из сферы природы и превращён в продолжение человека или человеческого дискурса в особенности (особенно когда кошка породистая). Поэтому смотря спящую кошку как на неотъемлемую её характеристику жизни цивилизации мы в принципе смотрим и на саму деятельность человека как на практику, определённую дискурсом современности. Этот режим расслабленности остаётся неразграниченным и ему не требуются разграничения как и нацеленность на действия, тем не менее это не собственно бездействие — это именно неразграниченное действие. Поскольку и заведение домашнего животного само предполагает некоторую направленность и такое действие вписано в картину происходящего, то и всё дальнейшее не является бездействием самим по себе. Это может быть впрочем отчасти так как с теми занятиями спортом, которые частично определяются устремлением человека, а частично — дискурсом физической культуры и здорового образа жизни (здесь понятна разница для правления человека или группой, но подобным образом на уровне гос
...
Читать дальше »
|
Город давно был захвачен ими. По аллее не пройти: приходится обходить. И в домах поселились и чувствуют себя как хозяева. Всё что есть полезного, все пересечения и переплетения — всё для них. И даже внутри притворство красоты само служит во имя бессмысленности, когда скрывает видимость и затемняет ясность. Нет, к сожалению это не цветы и не дети и даже не совсем формы жизни или техники. Можно назвать их проявлениями дискурса, но это лишь представление для послесовременнизма. В каждой движущейся собаке как в мишени сливаются прагматика с поверхностью китча, так же как и в навеки замерзшим садовом гноме и не случайно они слишком часто не просто похожи друг на друга, а идентичны по своей морфологической структуре. Кошки казалось бы не делают ничего кроме как отвлекают окружающих от их бессмысленного существования с тем чтобы они могли забыться скорее в теплоте чуждой жизни, чем в беспечности своей. Но это жизнь. А что касается техники — как транспортных средств так и производительных сил, — то в них лишь образ прагматики остаётся как функциональная привязанность, которая между тем ни к чему не привязана, а движется сама по себе, повинуясь легенде о вечном двигателе. Так чуждо чувствовать себя своим в этом транспортным дворце как будто в нём люди нужны только чтобы быть украшением этим монументальным глыбам, а не быть больше собственной жизнью. Отэтого и электрический свет растворяет своей неумолимостью стремление человека больше не
...
Читать дальше »
|
Абсурд стремятся показать как часть видимости и пересечений, отсылающих к истокам театральности и ритуальности, но он же служит соединённости самих художественности и областей бытия, уровней действительности. И когда транспортные дворцы предстают в окруженности абсурдности противоречия с неукрашенными тоннелями, то текучесть выходит на первый план как наблюдение за потоком, за тем, что послесовременность так упорно стремилась скрывать и отчего люди отводят глаза в скуке, но что неотвратимо растворяется в движении: серостью бетонных закруглений, раскрывающихся дверей и вездесущих проводов. Остановка в её постоянстве есть противоположность художественной изменчивости, системности, поэтому она должна непрерывно выступать лишь промежуточным образом видимости, которая обозначением уже создаёт невидимость как отсылку к необозначенности. И абсурдность достигает здесь возможности не просто приспособиться или найти метазначение, а приоткрыть театральные завесы повседневности, проникнуть в возможность преобразования видимости в невидимость, достичь непрерывной прерывности, абстракции конкретного, словом всего того эстетического, что никогда не может и не должно быть выражено, но всегда выражается.
Итак, стоит остановиться у края видимости, у этой незримой эстетической категории, которую Теодор Адорно связывал с переходом от романтизма к модерну. И она во многом остаётся непонятной и непереосмысленной и до настоящего времени, поскольку сам этот переход в связи с начавшимся ра
...
Читать дальше »
|
Всё начиналось с икры: она была мифологемой невидимого сознания. «Икра» имитированная из водорослей — это всего лишь один шаг на пути к молекулярной пище, «я» и мир в этот момент могут окончательно стать технологемами (но я её не ел, поэтому образ скорее передаёт состояние её нахождения в холодильнике и потребление другими). Икра сохраняет лишь свой образ, который становится фетишизированным товаром, а с другой стороны у неё уже ничего нет естественного и она совершенно неорганическая по своей сущности. То есть водоросли может быть в некотором смысле всё ещё органические (возобновляемые и не несущие при своём израстании и добыче вреда природе), но онтологический разрез водоросли — это не имитированная «икра», поэтому водоросли в данном случае не считаются сущностью знака. «Икра» становится чистым знаком, который способен заменять другие враждебные человеку сущности и эта форма замены ухудшена, потому что она не очевидна, она создаёт неразоблачимую иллюзию. Это всё равно что покрасить спаржу и думать, что это «мясо». Мясо конечно будет спасено, но чистоты питания это не прибавит. И так человек может мудро управлять самим собой пока не окажется, что все ограничения иллюзии нанизаны на одну бездонную технологему.
Когда-то я писал о ногомяче и электроглазе, и теперь после начала изучения пластов
...
Читать дальше »
|
Несколько дней назад я начал слушать книгу про нахождение на космическом лагере подготовки, где царила полная тишина, которая сопоставляется с озвученностью жизни на Земле. Звук действительно можно рассматривать как некоторый ключ к мифологемам, поскольку язык сам как технология установил изначальное символическое отдаление от природы. В чём тогда состоит развитие, если речь может быть озвучена только машинным голосом — нужна ли такая речь или вся сущность одомашнивания животных также была в соединённости словесного и несловесного, позволившего и собакам освоить основы мимики, которая отличается от волчьей. Но человек склонен видеть скорее команды и слова — в этой технологеме речи и психология развития часто повторяет некоторые внушения как губительные мантры-послания, отдаляющие и человека от животных, и «человека» от человека.
Если кратко — то технологему я предлагаю использовать как аналог мифологемы, но не для общественного, а для технического пространства. Воплощением мышления в технологемах выступает и фантастика, сводящая представление о мире к представлениям об иной технике.
Интересно, что психология саморазвития может разоблачать саму себя. Пожалуй это ещё не критическое мышление, но уже некоторый путь на дороге анализа мифологем. Так, доктор и клинический психолог Ребекка Рэй
...
Читать дальше »
|
Когда-то у меня была мечта. Мечта наблюдателя. Мечта состояла в том, чтобы увидеть лес что называется с высоты птичьего полёта. Увидеть конечно «вживую», ведь на экранах такие представления представляются часто. Уже в детстве я рассуждал о бесконечности мира и абсолютной относительности, поэтому возможно в этой мечте выразился очередной протест против симулякрения и омифологемивания всего окружающего. Изображения лесов служат отображением знаков-изображений или иконических знаков и знаков сопоставления (индексов): это изображение панорамы бытия природы в образе красоты и это же сопоставление с внутренними образами. Здесь сложнее увидеть культурные связи с природой, но можно ощутить всю проникновенность пейзажного жанра, украшающего не только стены, но и позолоченные рамы обиталищ человека. Может этот образ — есть нечто весьма человеческое и нечто более человечное как то человечное, что можно встретить в заботе одних животных о других, даже если они иного вида. Этот образ единства видов, который человек возможно утратил уже много тысячелетий назад, связав своё бытие с мифами и алтарями. С другой стороны, это можно приписать равнинной местности, где я рос, на которых подобных земных напластований не наблюдается. Картина иной организации жизни и стремления к событию наблюдателя над природой и природы вокруг говорит о многом.
Может быть с тех пор стремление к наблюдению вылилось в понимание понятия «картины мира». Если смотреть с высоты на
...
Читать дальше »
|
Как бы мы скептически не относились к разнообразным теориям общественного времени и пространства, но то время, которое течёт в нас определённо отличается от того, что течёт вокруг нас, на безжизненных планетах. И причиной тому не только ритмы, которые управляют мозгом словно вычислительным ядром, а скорее сама способность к планированию и изменению дат. Например, можно планировать создание содержимого или изучение некоторого материала и даже если часть творческой и познавательной деятельности будет осуществлена в другое время, всё равно у содержимого будет некоторая дата создания. И дело во многом здесь в кодах и текстах: один текст будет похож на прошлое, другой предвосхищать будущее или быть зацикленном в несловесной модальности происходящего. Так отдельные знаки связывают нас с прошлым временем государственных переворотов, по итогам которых был утверждён алфавит, а может быть и с более древними временами появления болгарских мессионеров, а может быть и с возникновением общего славянского, германского, кельтского или англо-саксонского языка. Или ещё в более далёкие времена, когда предполагается наличие некоторого индо-европейского или предшествующего ему прародителя, практически канувшего в лету, но всё ещё присутствующего в сходстве большинства звуков, произносимых на этом и некоторых других континентах. Если брать более крупные образования в смысле пространственного (топологического) размещения, чем знак (то есть семантические, синтаксические, грамматические структуры
...
Читать дальше »
|
Если на цифровых полях кругом расположились воронки привлечения внимания, то это уже должно означать, что мы находимся на поле войны, по которому бьют новые артиллеристы — влиятели. И в разгар эпохи современности — во время мировых войн — средства воздействия играли важную роль. Но тогда массовость отдавала по некоторым причинам предпочтение субъектной, а не объектной онтологии и как это ни странно, но и техника и материалы зависели скорее от воли, чем наоборот. С приходом же сетевой электронности и неопознанности невидимого влияния несебяшности себяшки оборачиваются пустыми картинками и посланиями без адресата, в которых адресаты сливаются в непоколебимом порыве к завершённости субъектного дискурса. И подавленность опредмеченного блуждания точек на площадках похожа на заблуждающихся людей на площадях, становящихся угодниками объектов собственного безумства. Социальная направленность не несёт исхода к новому свету, но сама маячит неизбежной апостериорностью данной в прагматике дней действительности без абстракции, воображения и трудо-счастья. В итоге человек лишается и лица и поприща и имени и даже единства, впрочем он способен обретать объектную целостность, распластавшись на площади безумства. Несколько вымученным выглядит взгляд вокруг, ибо он зациклен на квадрат, но на войне принято спасаться, лёжа в воронках, пока стрелы небытия несутся из одного угла экрана в другой. Также и между ушами и руками рождается разряд сделать больше в меньшее, словно бы н
...
Читать дальше »
|
|
|
|