Обсуждения относительно практики здорового питания заходят в тупик: регулирующие и сертифицирующие органы говорят, что мы в начале пути, что "органические" продукты стоят дороже, но в силу покупательной способности населения большинство не может себе это позволить. Деловая сфера видит впереди преграды и затруднения, а в своём выборе они парадоксальным образом вынуждены отказываться от технических и правовых общественных институтов, призванных для обеспечения эффективного контроля качества. Затем обсуждение заходит в тупик, когда люди разделяются на сторонников одних или других диет и приходят к неосуществимой истине о том, что нельзя есть не только мясо, но и растения. Действительно мы должны знать, что растения также общаются между собой и способны испытывать эмоции, хотя об этой сфере мы знаем намного меньше, чем о животных, но всё же такие исследования есть, в которых показана, например, передача сведений об опасности через корневую систему от одного растения к другому. И мы должны знать, что растения наши родственники и их генетическая структура близка нашей.
И исходя из осознания этого мы можем переосмыслить наше потребление и переключиться от разделения продуктов на растительные и животные, а также на органические и неорганические на ещё более строгую классификацию: на возобновляемую пищу и невозобновляемую по аналогии с источниками энергии, запасы которых либо не уменьшаются, либо извлекаются из-под земли практически без возмещения. Возобновляемая пища в естественной среде соответствует получению продуктов из неё без сокращения запасов. Например, можно собирать кедровые орехи и чернику практически без вреда для её распространения, ведь тем самым мы не лишаем жизни ни кедр, ни черничный куст. Также мы можем собирать и заваривать ветки, листья, еловые лапы, сохраняя жизнь растениям. При этом мы даже можем способствовать их развитию, если будем обрезать их подобно сельскохозяйственным культурам, формируя крону, убирая слабые ветви. В более слабой трактовке к возобновлению можно отнести сбор грибов и даже вырубку леса, хотя в этом случае мы можем считать лишение жизни отсутствием её возобновления. Но в тоже время мы можем срубать умершие деревья, а значит не претендовать на распоряжение их жизнью. Для животных возобновляемая пища по-видимому означает в первую очередь также сбор продуктов без лишения животных жизни, например яиц и молока. В идеале при этом содержать животных в естественных условиях. Если же мы говорим о сельском хозяйстве, то в рамках концепции возобновления оно должно напоминать для животных отличие жизни в городах от жизни в деревне, причём возможно даже предоставлять право животным выбора того, где они предпочитают жить: на ферме или в лесу. Таким образом, мы сохраняем жизнь животным и вступаем с ними в партнёрство и диалог, обеспечивая возобновление и развитие как них и себя, что приближает нас к реализации сильной концепции устойчивого развития, в которой люди должны стремиться к совместному развитию с природой, а не только сохранять возможности для своего развития и заботиться о том, чтобы условия окружающей среды не мешали ему.
Итак, возобновляемые источники пищи, если мы точнее обозначим источник процесса потребления возобновляемой еды должны с одной стороны не приводить в частности к неблагоприятным последствиям для жизнедеятельности иных живых организмов, чем человеческие, а с другой стороны способствовать гармоничному существованию экосистем. Мы не должны вмешиваться и перестраивать естественные процессы организма Земли, как и свои внутренние процессы, в которых одни животные питаются растениями, третьи участвуют в контроле численности первых. В конце концов мы не знаем пока всех особенностей подобных процессов, но даже если бы и знали - это эти знания нам бы не помогли сохранению видов, ведь мы встаём перед другими вызовами: исчезновением лесов и морей и замещением их пустынями. Конечно, и пустыни являются частью жизни природы, мы не можем превратить мир в замороженное тесто или замедленное кино, но мы можем сделать наше собственное потребление настолько безобидным для природы, что действительно практически не будем оставлять на ней следов, а для этого в первую очередь нужно не оставлять следов, наносящих ей и организмам смертельные раны. В сущности мы ухудшаем её состояние не столько именно пищей, сколько и промышленной и транспортной деятельностью изменяя химический и температурный режим, загрязняя все среды пылью, пластиком и т.д. и т.д. Но ради сельского хозяйства люди замещают большую часть природных систем. Они просто их уничтожают, чтобы вкусно и относительно недорого есть. И они лишают себя права общения с природой, с её системами, права дышать и существовать рядом с ней. Кто-то будет идеализировать социальные проекты или получение идеально чистого и безопасного продукта, настаивать на необходимости выбора продуктов и диет. Но питание - процесс иной конкуренции, в которой замещение одних продуктов другими во многом всё же действительно определено нашим отношением к еде. Пересмотрев это отношение мы должны обратиться до самых корней, до жизни тех, кто предоставляет нам свою часть. И на этом пути мы пройдём от общения с курочками и коровками до объятий с кедрами и поглаживаний черничных кустов. Стоит задуматься о том, что и травоядные животные не так безобидны в своей видовой диете: они едят живую и сочную траву, но могут есть и высохшую. Возможно и нам стоит дождаться, когда трава высохнет, а деревья замрут в стойке угасания, когда жизненные соки перестанут течь по их жилам. Но фрукты ждут, когда же в них проникнет жизнь, когда они выполнят свою цель распространения собственного вида в семечках. Конечно, мы лишаем растения и животных их цели существования, но и это поправимо: стоит присмотреться к тому, что мы можем брать, к тому, как животные и растения гармоничнее будут жить, и тогда мы определим, что мы должны есть.
Конечно, можно себе представить и иное будущее, в котором люди не изменяют своих привычек, но начинают массово выращивать мясо из пробирки, всё больше распространять воздушное орошение и превращать фермы в пансионаты для животных. Но в таком будущем у природы возможно будет тоже своё место, но в этом случае наши дороги с ней разойдутся. С другой стороны, мы можем стремиться к развитию вместе с природой и тогда мы должны забыть о сельском хозяйстве в том виде, как мы его знаем, а лабораторные исследования по выращиванию мясной ткани оставить лишь для понимания сущности природы и возможной замены органов. Ведь что такое лабораторное мясо, которое не бегало, не радовалось жизни? Что такое растения, запертые в коробках гидропонных систем и роботизированной обработки и сбора? Это наше порабощение природы. Но мне всё же видятся кедровые и ореховые леса будущего, с которых происходит автоматизированный сбор плодов, так что продукты становятся возобновляемыми и недорогими, полезными и безопасными. Люди заботятся и расширяют природные экосистемы и продолжают развитие, которое перерастает в нечто большее. В любом случае уже сегодня мы можем заменить чай еловым отваром или сбором иван-чая, ведь проблема в сущности в том, что люди превращают продукты и их вкусы в моду, что упрощает выбор и их осознание, а отказ от общепринятых норм требует личной работы и дисциплины и возможно открытости к исследованиям на протяжении всей жизни в окружении природы.
ПС
При составлении таблицы с классификацией возобновляемой/невозобновляемой пищи столкнулся с дилеммой: семена, овощи, икра, яйца могут быть оплодотворёнными и тогда потенциально приносить потомство, в этом случае мы сохраняем цель жизни животных/растений к продолжению рода. Но с другой стороны человек заменил естественный отбор искусственным, поэтому в принципе в текущем виде селекция подлежит пересмотру, чтобы производить возобновляемую с точки зрения общего значения жизни пищу. С другой стороны мы могли бы считать возобновляемой наоборот неоплодотворённые яйца и огурцы, мандарины без семян, поскольку в этом случае мы вроде бы как не участвуем в процессе продолжения жизни, поскольку выведенные нами сорта итак не могут продолжить жизнь сами по себе. Но я всё же склонен считать необходимым пересмотр отношения к отбору, а то, что орехи и фрукты сохраняют возможность к размножению не лишает нас права называть их возобновляемой пищей, поскольку мы едим не организм, не жизнь, а лишь форму для её начала, но при этом мы можем оставлять наиболее сильные и способные к выживанию икринки и орехи, как это и происходит в природе. Возможно в этом новом определении отбора и заключается ключ к устойчивому развитию.
Таблица возобновляемой пищи
|
Животного происхождения
|
Растительного и подобного происхождения
|
Возобновляемая пища
|
Молоко;
яйца, икра (оплодотворённые, если отбирается часть для продолжения видов)
|
Орехи, фрукты, овощи (если оставляют семена и потребляются только неподходящие для развития)
Водоросли, если собираются не полностью
Грибы, если рассеивают споры из корзин
Ветки, листья
|
Невозобновляемая пища
|
Мясо, рыба, птица
|
Всё выше перечисленное, если не отвечают критериям возобновляемости
Живые деревья, травы целиком
|
|