Среда, 2019-02-20, 17:08
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Политика и экономика [8]
Общество и люди [31]
Люди - это основа общества, это его составные части. Проблемы каждого человека становятся проблемами общества и наоборот
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Мой опрос
Куда бы вы хотели поехать зимой?
Всего ответов: 65
Главная » Статьи » Исследования » Общество и люди

О крайностях

Крайности 

Можно выделить крайность в отношении окружающей действительности и в отношении субъекта. Субъективная крайность — субъективное выражение объективной действительности, а объективная крайность — это состояние смены характера движения.

Образы крайностей и позы

Человеческое существо субъективно стремится к отдельным состояниям действительности, связанным с определёнными образами его деятельности. Такие образы связаны с основными видами его деятельности. Образ состояния покоя сопряжён с положением человека лёжа, а образ стоя сопряжён с двигательной активностью. В положении лёжа человеку требуется минимальное напряжение его физических сил, оно связано наоборот с их восстановлением, также как и восстановлением умственных возможностей. Положение сидя отличается от положения лёжа изменённой позой ног, за счёт чего обеспечивается большее давление для верхних органов человека, главным образом отличие касается головного мозга. В положении стоя же человек достигает максимального давления и частоты сокращений сердца, благодаря чему увеличивается общая активность и работоспособность его органов. Но при этом возможности для работы головного мозга сокращаются, а наибольшая   активность сообщается нижним органам — ногам, для которых обеспечивается максимальное давление и кровообеспечение. Этому  обеспечению соответствует и субъективно конкретизированный образ человеческой деятельности — образ передвижения и физической деятельности.

Каждое из названных субъективно конкретизированных положений характеризуется особенностью своего пространственного состояния. Для положения стоя требуется небольшая горизонтальная поверхность размером 20*30 сантиметров. При этом тело находится в вертикальном положении вдоль перпендикуляра к плоскости этой площадки. Для положения сидя требуется площадка приблизительно 50*50 сантиметров. В этом случае верхняя часть человеческого тела расположена в подобном вдоль-перпендикулярном положении, как и при положении стоя, тогда как бедро перемещается в горизонтальное положение и становится опорой как для упомянутой верхней части, так и для голени и стопы, которые, не меняя своего направления расположения по отношению к опорной плоскости по сравнению с положением стоя, становятся вынесенными в своём положении по отношению  к пространству над или под опорной плоскостью, ограниченном перпендикулярами к этой плоскости из краёв опорной площадки. Таким образом тело располагается вдоль трёх основных осей: двух вертикальных и одной горизонтальной. При этом следует выделить два основных положения сидя: чистое, когда единственная опорная площадка является горизонтальной и смешанное, когда к ней добавляется вертикальная опорная площадка вдоль плоскости туловища. В этом случае, строго говоря, эта плоскость, как правило, уже не является вертикальной, она становится слегка отклонённой назад. Подобным образом могут изменять своё положение и голень со стопой. Смещенное положение содействует реализации главной функции положения сидя: обеспечить наибольшее кровоснабжение головного мозга благодаря достаточной сердечной деятельности и не слишком большому разбросу расположения органов по высоте, что, одновременно с их расслабленным состоянием, позволяет переключить кровообеспечение с физической на умственную деятельность. При этом это положение является переходным по отношению к положению лёжа, которое характеризуется уже расположением вдоль одной оси, но не вертикальной, а горизонтальной. При переходе от смешанного положения сидя к положению лёжа достигается постепенное совмещение двух вертикальных осей с горизонтальной, соответствующей опорной плоскости, также как и двух соответствующих плоскостей. При этом следует заметить, что голень со стопой  при этом переходе опираются на горизонтальную плоскость для обеспечения расслабленного состояния, занимая площадку не бо́льшую, чем при положении стоя. В положении лёжа эти части ноги занимают бо́льшую плоскость, что приводит к необходимости в этом положении площадки в размере до 2 метров * 50 сантиметров.

Положения стоя и лёжа различаются положением оси: соответственно вертикальным и горизонтальным. Они являются наиболее простыми: тело растянуто по длине, занимая при этом наименьший объём в плане заключения в описывающий тело параллелепипед. В положении сидя же параллелепипед занимает  бо́льший объём за счёт совмещения элементов положений стоя и лёжа: горизонтальных и вертикальных опорных плоскостей. Таким образом, достигается совмещение оптимальных характеристик двух крайних положений, образуя новую крайность. Под крайностью Мы здесь понимаем такое положение, которое закрепляется в образе поведения как устойчивое. Именно в силу устойчивости крайность можно назвать крайностью. Например,  машина может либо стоять, либо ехать и это два её крайних положения, поскольку она может устойчиво ехать или стоять. Тогда как промежуточное состояние набора скорости и остановки являются временными, их нельзя субъективно сохранить. Но с позиции объективной действительности всякое такое состояние является всего лишь частным случаем существования объекта, для которого не может быть крайнего положения. Если машина движется, значит она непрерывно находится в переходе между состояниями набора скорости, движения по инерции, торможения и непрерывного трения с поверхностью, по которой она движется, но также она непрерывно взаимодействует с воздухом. И если в состоянии движения это взаимодействие  субъективно проявляется в «возникновении» сопротивления со стороны воздуха, то в действительности оно является просто частным фактом этого непрерывного взаимодействия. И в состоянии покоя это взаимодействие также существует, поскольку машина является препятствием на пути ветра.

В отношении положения тела можно говорить о непрерывном стремлении найти опору, а названные крайности являются  лишь проявлением этого стремления в отношении горизонтальных плоскостей в наиболее удобной форме. К другим положениям, которые также возникают при использовании горизонтальных плоскостей, а потому физически возможны в повседневных условиях, относятся положение стоя на голове, лёжа на боку, сидя с опорой на горизонтально распрямлённые ноги, стоя на согнутых коленях, лёжа на спине с    поднятыми ногами — то есть с использованием разных опорных частей и их разных положений. Но эти вертикальные положения являются только частным случаем возможных положений тела, поскольку тело может быть расположено под любыми углами. Оно стремится к крайностям как к идеальным абстракциям, которые фактически не достигаются как крайности, поскольку строго вертикальное или горизонтальное положение никогда не достижимы: в положении стоя тело колеблется, поскольку процессы жизнедеятельности не позволяют находиться телу в состоянии покоя и не изменять своего пространственного положения, а в состоянии лёжа, хотя теоретически можно  лежать на абсолютно горизонтально ровной поверхности, но идеальное горизонтальное положение и такое положение оси, вдоль которой расположено тело, недостижимо во-первых потому, что эта ось не совпадает с горизонтальной плоскостью и меняется со временем, а, во-вторых, потому, что она меняется во время того, когда человек лежит.

Объективное и субъективное состояние субъекта

Но самое главное, что человек и не стремится к тому, чтобы достичь этого идеального положения точной вертикальности или горизонтальности. Фактически этим точным положением оказывается положение в определённых пределах, то есть если человек стоит, то это значит, что он совсем не не подвижен, что ось, вдоль которой он вытянулся совсем не строго вертикальна. Можно было бы сказать, что в этом случае существует субъективное абстрактное понятие, которое включает эту неточность, к которому и стремится объективная действительность в виде человека. Однако следует признать существование вместо этого объективной крайности.  Хорошим примером такой крайности служит положение равновесия, когда тело находится в данных условиях в покое. Дерево в отсутствие ветра сохраняет вертикальное положение благодаря структуре волокон. Стоит подуть ветру и оно выходит из этого положения, отклоняется в сторону, занимая на мгновенье крайне положение, достигая в этот момент нового равновесия, пока сила ветра не станет слабее сил, возвращающих его в исходное положение, и возвращается затем вновь в исходное положение равновесия. В этом отношении существование дерева более объективно, нежели субъективно. Совсем не такая субъективная крайность, которая поддерживается не физическими силами, а стремлением её достичь. И это стремление направлено не на такую объективную крайность как у дерева, у которого, строго говоря, существует только одна субъективная крайность — его постоянное положение стоя, в положении лёжа оно становится бревном и это одна из его объективных крайностей, сопряжённых с состоянием покоя. А стремление человека поддерживать свою вертикальность и его отклонения тоже являются видами объективной крайности, ведь то, что у дерева достигается благодаря структуре волокон, у человека обеспечивается сжатием мышц, и его колебания под действием изменений в теле подобны колебаниям дерева под действием ветра. Но в этом состоит и отличие человека  от дерева в положении стоя: дерево не может стремиться к другому положению, а человек может стремиться к какому угодно положению тела, то есть к множеству субъективных крайностей. А при достижении одного из таких положений человек может его поддерживать благодаря существованию объективной крайности равновесия. Субъективная крайность обеспечивается объективными возможностями её достижения, одними из которых являются состояния объективной крайности, которых может потребоваться несколько для достижения и поддержания субъективной крайности. В этом отношении объективные крайности существуют мгновенно, меняясь непрерывно, поскольку каждая такая крайность и есть часть движения, так как движение — это часть механизма уравновешивания, а субъективные крайности существуют длительное время непрерывно, меняются же одномоментно, при передвижении к другой субъективной крайности. Можно говорить, что переход к субъективной крайности происходит при начале изменений, направленных на достижение такой крайности. Но можно ли говорить, что человек стоит, когда он лежит и начинает поднимать туловище с помощью рук? Нет, он ещё не стоит, но он уже и не лежит, но он находится субъективно в состоянии стоя, поскольку он уже мысленно представляет себя стоящим и прилагает все возможные усилия, для того чтобы встать. Тогда как в мире предметов, не наделённых системой управления движениями и положением в пространстве, существуют только объективные крайности, которые достигаются в стремлении к равновесию. Предмет именно этим и отличается, что он не стремится к тому, чтобы выйти из состояния равновесия, он стремится к тому, чтобы достичь его. Тогда как человек не может жить в положении равновесия, он стремится его покинуть, начав то или иное движение к цели, к состоянию субъективной крайности.

Жизнь крайностей

И вся жизнь человека состоит из субъективных крайностей, поскольку человек стремится всё время чего-то достичь, решать разнообразные задачи. И такие цели повсюду. Например, состояние смеха является субъективной крайностью, хотя оно и не является для большинства людей самоцелью, однако большинство испытывают во время смеха удовольствие. Но все люди разные и если для многих громких смех, резкие слова и восклицания, активная жестикуляция, да и просто склонность к активному проявлению чувств тем или иным образом является нормальным, то для многих других людей привычным и свойственным является спокойная речь, размеренный шаг и движения, склонность скрывать свои чувства. Отсюда возникает сомнение, что крайность является необходимым спутником человека, раз многие люди склонны к состоянию покоя. Но это всего лишь ещё один пример существования субъективной крайности – для одного крайность, это активность, а для другого – покой. Каждый находит своё состояние привычным и комфортным для себя. Более того, в разном расположении духа люди склонны к разным крайностям: когда-то к движению, когда-то – к спокойствию. И человек стремиться к определённым состояниям сознания так же, как он стремится в физическом пространстве к ходьбе, к сидению и лежанию. И жизнь не может состоять из какой-то одной крайности, например из состояния смеха, она наполняется отдельными состояниями в определённом сочетании.

Но следует ли сознательно отдавать предпочтение тем или иным состояниям? Наверное, следует, например, для наилучшего физического состояния в среднем для некоего периода пробегать определённое расстояние за определённый срок определённое количество раз, а для умственного состояния – читать те или иные книги, решать те или иные задачи или же слушать те или иные истории. Но здесь мы опять же говорим о субъективных крайностях – о наилучших состояниях. И таких наилучших состояний существует определённое количество в разных характеристиках человека. Он не может стремиться к какому-либо одному из них, поскольку они взаимодополняют друг друга. Как правило, нельзя достичь наилучшего состояния одного из качеств без определённого уровня развития других. Поэтому человек стремится к оптимальному сочетанию крайностей. Но такое оптимальное сочетание на первый взгляд не несёт в себе признаков крайности. Возможно это действительно так, но оно не несёт признаков объективной крайности, тогда как субъективная крайность начинается со стремления к ней, а не с достижения её. При этом отдельные качества служат подобно тому, как руки, ноги и туловище служат для достижения поз «сидя», «стоя» и «лёжа».

Разумов Е. В. © 2008-10-09 – 2008-10-23

Категория: Общество и люди | Добавил: jenya (2009-10-25) | Автор: Разумов Евгений
Просмотров: 2209 | Рейтинг: 0.0/0 |

Код быстрого отклика (англ. QR code) на данную страницу (содержит информацию об адресе данной страницы):

Всего комментариев: 0
Имя *:
Эл. почта:
Код *:
Copyright MyCorp © 2019
Лицензия Creative Commons Rambler's Top100