Хотя родившиеся за пределами США учёные и инженеры, остающиеся
в США, содействуют росту хозяйства этой страны, они, кроме того, сокращают вложения
средств в высшее образование в сферах науки
и технологий тех, кто родился в США, пишет Линда Горман в обзоре статьи Ричарда Фримана.
В 1970 году приблизительно 29 процентов студентов мира
учились в США, хотя население США составляло только 6 % мирового. За прошедшие 4
десятилетия высшее образование в остальной части мира заметно распространилось,
так что на 2005-2006 годы доля студентов, обучающихся в США, в общемировом
количестве упала до 12 %. А за период с 1994 до 2004 доля бакалавров США по
всем специальностям снизилась на 5.5 %, а доля в естественных и технических науках
– на 1.3 процента.
В 1966 году 23 % научных и технических степеней («PhDs»),
присуждаемых ВУЗами США, доставалась рождённым за пределами этой страны студентам.
К 2006 это соотношение резко выросло до 48 %. Тогда как уже в 2004 Европейский
Союз предоставлял на 78 % больше научных и технических степеней, чек США. В
2010 же ожидается, что Китай выпустит больше докторов наук, чем США.
В работе «Значение всемирного распространения высшего образования
для США»
Ричард Фриман подмечает, что родившиеся за рубежом являются «важным источником учёных
и инженеров-иммигрантов» в США. Сложилась такая ситуация, что приблизительно 75
% получателей докторской степени, родившихся за пределами США, получили
трудоустройство после завершения обучения в этой стране. Это говорит о том, что
Соединённые Штаты полагаются на то, что иммиграция сохранит своё главенствующее
положение в отношении науки и технологии. Хотя родившиеся за пределами США учёные и инженеры, остающиеся
в США, содействуют росту хозяйства этой страны, они, кроме того, сокращают вложения
средств в высшее образование в сферах науки
и технологий тех, кто родился в США.
В краткосрочном плане растущее число студентов колледжей
(бакалавров) в других странах увеличивает спрос на получение магистерских
степеней. В США заявки на обучение с присвоением степени магистра допускаются в
независимости от страны из которой они поданы или происхождения кандидатов, а
доступные места в этих заведениях растут медленнее спроса, поэтому скорее всего
в будущем доля студентов из США,
допущенных к курсам с присвоением магистерской степени, будет снижаться. В
более длительной перспективе растущее качество образования зарубежных ВУЗов повысит
конкуренцию по отношению к ВУЗам США, которые стараются привлечь больше одарённых
студентов, независимо от их страны происхождения.
Фриман приходит к выводу, что мировой рост числа
высокообразованных технических и научных работников будет повышать
производительность хозяйства за пределами США, разгоняя всемирный
технологический и экономический прогресс, но ослабляя относительное
преимущество США в исследованиях и разработках, которые дают инновационные
продукты. А в долгосрочном плане он предсказывает, что цены которые будут
платить за экспортируемые США товары высокотехнологичного и требующего применения
знания секторов будут снижаться.
Несмотря на то, что потребители высокотехнологичных и
требующих применения знания товаров будут получать выгоду от более низких цен,
США могут кроме того «уступить своё положение как главного производителя
высокотехнологичных товаров или же ещё и главного государства, проводящего исследователя и разработки, на которых эти
товары основаны», странам с высокообразованными работниками и низкими затратами
на труд. Фриман заключает, что с тех пор, как «большая часть остального мира
находится в режиме перенимания опыта в области массового высшего образования, скорее
всего снижение преимущества США в отношении доли населения с университетским
образованием будет продолжаться в течение некоторого времени». Но он также
пишет, что у США есть хороший шанс сохранить своё лидерство в хозяйственной и
научной сфере, если они останутся центром, притягивающим лучших специалистов,
которые при этом могут получать те или иные степени за пределами США.
Проблема же состоит и в обеспечении и поддержании образовательных
институтов и соответствующем существующем преимуществе США и многих стран
Европы, которым пользуются частично многие выпускники и российских ВУЗов. Ведь
образование достаточно дорогостоящий процесс, а человек как работник – в некотором
смысле просто приспособление, используемой для заработка денег. При этом его не
покупают единовременно (в современном мире), а выплачивают ему пожизненную
ренту, хотя экономическое значение при этом не меняется. Но как бы то ни было.
для получения образования и формирования высококвалифицированного работника
нужно вложить довольно много средств. Это и затраты на школы, учителей, но
также это все затраты на формирование человека, обеспечение его вниманием
близких, на его досуг, развлечения, да словом для этого нужна вся
инфраструктура современного общества, все его институты. Сначала эти институты
работают на человека, но когда он начинает работать, он начинает приносить
доход обществу, участвуя в общественном производстве. Таким образом развивается
общество, если затраты вложенные в человека оказываются ниже того результата,
который он принесёт для общества. Но в отношении иностранных студентов получается,
что они фактически не приносят никакой выгоды обществу, вырастившему и
создавшему их, если только они потом не возвращаются обратно или не перечисляют
денежные средства. Но при этом, чем на более ранней стадии люди уедут в другую
страну, тем меньший ущерб они наносят этой стране, ведь если они продолжают в
ней образование и уезжают позже, то они вызывают больше затрат, не принося
выгод. Отсюда и названное преимущество – возможность бесплатного, а то и с
доплатой, использования «человеческого капитала». Часто называют этот процесс «утечкой
мозгов», как раз таки имея ввиду названную, как будущее для всего мира, ситуацию
в отношении политики США – переманивание лучших специалистов, ведь высшее
образование в СССР было очень развито, Китаю и многим другим странам только
предстоит достичь такого развития, если верить приведённым выше рассуждениям Фримана.
Но он, кажется, опасается больше процесса развития высшего образования и реализации
его как преимущества развития хозяйства другими странами. Так что ключевой
вопрос здесь – соотношение реализации преимуществ высшего образования и потерь
в связи с уездом специалистов. Причём видится, что эти процессы прямо
взаимосвязаны: чем лучше реализация преимуществ, то есть использование и
занятость специалистов, которая ведёт и неизбежной из заинтересованности, тем
больше специалистов готовы приехать в эту страну и принести ей преимущество фактически
бесплатного «человеческого капитала», если большая часть выплачиваемых в
качестве зарплаты денег будет оставаться в стране, в которой работает такой
специалист. Политика, когда направляются средства на развитие образования ,
которое не имеет под собой базы для реализации такого преимущества заранее проигрышна
в современном мире, ведь у специалистов появляется возможность трудоустройства
в других странах. Но если ситуация, когда работник совершает сезонные миграции
и перечисляет часть средств на Родину, выгодна обеим странам, то если он
уезжает, то в выигрыше оказывается одна.
Источник: http://www.nber.org/digest/oct09/w14962.html |