Пятница, 2024-04-26, 13:29
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Политика и экономика [13]
Общество и люди [47]
Люди - это основа общества, это его составные части. Проблемы каждого человека становятся проблемами общества и наоборот
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » Исследования » Общество и люди

Социальная психология поисковых запросов

Социальная психология поисковых запросов

Известно, что современная Всемирная сеть существует одновременно как объединяющее явление, но в то же время сохраняет идентичность народов и языков. Подтверждением этому является то, что при всей своей безграничности Всемирная сеть требует от организаций и отдельных людей особенного подхода к каждой своей части, специально разработанной компании продвижения, продажи, привлечения и взаимодействия с клиентами для каждой страны, для каждого языка, для каждого народа, для каждой социальной группы.

Это значит, что можно исследовать социологические проблемы методом свободных ассоциаций. Использование этого метода представляет особый интерес, поскольку может позволить заглянуть в бессознательное общества, если, конечно, автодополняющиеся запросы не фильтруются. Но сама по себе Всемирная сеть представляет собой противоречивое образование, в котором бессознательное лишь отчасти заполняет его пространство. Кроме того, нужно учитывать, что анализируя запросы мы имеем доступ не к ассоциациям в психике человека, а к уже словесно выраженной речи. Но всё же эта речь во Всемирной сети не является тем формальным языком, который приходится слышать в устной речи или в деловой переписке, поэтому то эта речь и может быть признана выразителем бессознательного масс, будучи в отдельных своих проявлениях выразителем бессознательного отдельных людей. Наконец, анализируемое явление, а именно поисковые запросы, статистика которых фактически рассматривается, являются часто особой формой обращения к поисковой системе, который может происходить, замещая собой сознательные функции, поскольку формулируется непосредственно по отношению к поисковой системе, а не по отношению к сознанию человека.

Итак, если в поисковой системе набрать одно слово на языке, то она предлагают возможные варианты запросов ещё до подтверждения запроса, позволяющие проанализировать общественные проблемы и настроения. А персонализированный поиск, например в Гугле, позволяет проанализировать собственную психику человека или группы людей, работающих за данных вычислительным устройством. Яндекс же, например, предоставляет возможность поиска на собственном вычислительном устройстве, позволяя заглянуть человеку в собственные личные файлы и их структуру. Поиск можно выполнять отдельно для рабочего вычислительного устройства, для домашнего, для развлекательного центра и т. д. То есть обеспечивается эквивалентность исследований на различных социальных уровнях от языковых планетарных сообществ до отдельных людей и областей их деятельности.

Особенностью поискового метода анализа в социальной психологии является наличие нескольких поисковых систем и нескольких языков, а также множества параметров, которые можно указывать, правда автодополнение может быть увязано только с частью этих параметров. Современные системы могут учитывать множество параметров, начиная от местоположения до операционной системы, разрешения экрана и параметров вычислительного устройства. Для обеспечения чистоты эксперимента в случае желания проанализировать общественную психику необходимо либо использовать набор различных устройств расположенных в разных местах и имеющих различные параметры, устанавливая средние результаты, при этом можно использовать устройства реальных пользователей, приближая выборку к идеалу. Здесь естественно использовать различные поисковые системы, либо дать возможность самим пользователям определить выбрать те, которые им привычно использовать. Либо можно взять образцовый (возможно средне статистический) компьютер без истории поиска и образцовую поисковую систему (как правило, самую распространённую для данной группы, общества). Также можно использовать собираемую самими поисковыми системами и различными организациями статистику запросов во времени, и в этом случае рассчитывать на средние данные и учитывать особенности сбора статистики в этих системах, без возможности детально анализировать отдельные тенденции и проблемы. Этот выбор определяется методологией исследования, философскими и мировоззренческими основаниями.

Особенностью метода свободных ассоциаций является активность исследователя, который анализирует результаты подобно психоаналитику непосредственно в ходе эксперимента. С другой стороны все другие автоматизированные способы исследования оказываются ограничены, хотя можно использовать анализаторы строк ("парсеры") для получения списка ответов на набор запросов, или использовать api поисковых систем (напр. Яндекс.XML). Но в этих случаях предоставляется статистика ответов на конкретный запрос, тогда как в методе свободных ассоциаций интересно прежде всего иметь доступ к статистике самих запросов.

Другой важной особенностью является специфичность рассматриваемой совокупности как в рамах отдельной социальной группы, так и географически, поскольку речь идёт только о пользователях Всемирной сети либо собственного вычислительного устройства. Соответственно значительная часть людей, а также их проблем не попадает в область исследования. Более того, сами запросы имеют специфику, поскольку используются лишь в некоторых условиях. Это означает затруднительность экстраполяции полученных результатов на общество или социальную группу, если целью не является преимущественное рассмотрение указанных групп, доступных изучению, либо если не предположить, что проблематика совпадает для рассматриваемой группы и всего населения (что может иметь место). С другой стороны, в связи с указанными особенностями часть результатов может быть отброшена как нерепрезентативные. Но это открывает дорогу для субъективизма.

Итак, рассмотрим пример анализа методом свободных ассоциаций, который наглядно показывает отмеченные особенности и возможности использования метода свободных ассоциаций по отношению к русскоязычной части Всемирной сети (русети или рунету). В качестве примера рассмотрим составление вопросительных предложений на основе вопросительных слов, поскольку возникновение вопроса показывает наличие проблемы, которую пытаются решить путём сбора информации о ней. При этом используем две поисковые системы: нигма.рф и яндекс.рф, первая из которых является метапоисковой, агрегируя информацию из 7 систем.

Что?


Введение слова "что" на нигма.рф:
Что? Нигма

Введение слова "что" на яндекс.рф:
Что? Яндекс

Где?


Где? Нигма
Где? Яндекс

Когда?


Когда? Нигма
Когда? Яндекс

Как?


Как? Нигма
Как? Яндекс

Зачем?


Зачем? Нигма
Зачем? Яндекс

Почему?


Почему? Нигма
Почему? Яндекс

Кто?


Кто? Нигма
Кто? Яндекс

С кем?


С кем? Нигма
С кем? Яндекс

Откуда?


Откуда? Нигма
Откуда? Яндекс

Куда?


Куда? Нигма
Куда? Яндекс

Выводы

Выводы скорее могут принять индивидуальную форму, лучше их делать после самостоятельного поиска. Часть запросов оказываются подчас достаточно необычными, поэтому возможна необходимость наблюдения в течение некоторого времени, например, месяца. Тем не менее в целом можно сделать вывод, что с помощью этого метода можно выявить важные социальные проблемы общества, возникающие на уровне отдельных людей, например, семейные и проблемы отношений, проблемы досуга и отдыха, здоровья и культуры.

Категория: Общество и люди | Добавил: jenya (2013-03-04) | Автор: Разумов Евгений
Просмотров: 1559 | Рейтинг: 0.0/0 |

Код быстрого отклика (англ. QR code) на данную страницу (содержит информацию об адресе данной страницы):

Всего комментариев: 0
Имя *:
Эл. почта:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Лицензия Creative Commons