Пятница, 2024-04-26, 14:28
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы дневника
События [11]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
Общество [48]
Рассуждения об обществе и людях
Мир и философия [50]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
Повседневность [49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
Культура и искусство [26]
Системы [15]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Главная » Мир и философия

Куда бы мы ни шли, где бы мы ни находились, везде нас преследует этот воздух. Чуть более загрязнённый, чуть менее загрязнённый, но всё такой же лёгкий и обволакивающий каждую клеточку поверхности наших тел. Может быть воздух — самая открытая и демократическая среда, не зря же его связывают с ветром перемен, с лёгким дыханием, с воздушностью и лёгкостью вообще, со свободой как ветром и ветренностью как свободой. Но воздух — это не только и не столько открытость, хотя часто в ней только и усматривается его сущность. Воздух — это есть непосредственное воплощение всех наших взаимодействий, место столкновения вдыхаемых и выдыхаемых молекул, несущихся куда-то вдаль из одного животного в растение, потом под воду или куда-то за облака. Похожа на него и вода, но она более спокойна несмотря на свои приливы и отливы, колебания под воздействием внутреннего движения земной тверди. И в воде обмен частицами происходит медленней, а где они быстрее всего переносятся и обращаются — опять же в воздушной среде, попадая из океанов в озёра, плывя над нами, выпадая и тая кристалликами снежинок. Но к сожалению мы его теряем, теряем всё больше, а значит мы теряем нашу свободу, хотя сами этого будто и не осознаём. А может даже временами наслаждаемся своей новой закрепощённостью будто те крепостные, что хвалили барина и не желали никуда уходить из его собственности, владения, пользования и распоряжения, ибо им и в голову не приход ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 730 | Добавил: jenya | Дата: 2019-02-21 | Комментарии (0)

Я мыслю там, где меня нет, следовательно, я там, где я не мыслю

Жак Локан

Как обрести себя и что такое я - ответы на эти вопросы позволяют определить наше мировоззрение, устанавливают нашу философскую систему.  И действительно: выйти за пределы себя означало бы мыслить объективно, но одновременно это означает не мыслить как Я, то  есть лишиться мысли как чего-то собственного. Но может быть это и неплохо, когда нам ничего не принадлежит как людям: если земля вновь отдана природе, животным и растениям, а мы бы заботились о них, поливали и превращали пустыни в сады - разве это было бы плохо? И этим действительно можно оправдать своё существование, существование неэгоистичное и наоборот даже идеализированное. И выход Я за пределы нас означает и известную самокритику и цензуру, он может придавать и силы и мотивацию для движения дальше. И тогда возникает другая проблема: извне тоже можно относиться к себе предвзято, относиться как относятся одни люди к другим: как к чужакам. И наоборот можно представить себя в других и относиться к ним как к себе, рассматривать их как часть себя или себя как часть их  Тогда попросту может быть невозможно мыслить там, где меня нет, потому что я есть везде, я в каждом дереве, в реке, в звёздах. А в этой точке словно в отражении сливаются традиционное древнее первобытное мышление и придумки современных философов. И в этой точке невозможности возможно мыслить немы ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 774 | Добавил: jenya | Дата: 2019-02-05 | Комментарии (0)

Современное искусство таково, что его восприятие в пределах собственных помещений может быть невыносимым для окружающих и для соседей. Это относится как к операм и симфониям, так и к тяжёлой более "популярной" музыке. Хотя подобная музыка уже не является массовой и  этом она приближается к искусству прошлого в том плане, что она не понимается большинством современников. Но создание сети, в которой могут распространятся цифровые артефакты - именно основное и величайшее достижение послесовременности, хотя оценить его по достоинству способны, мне кажется, единицы. По крайней мере исходя из характеристик и запросов покупаемой техники такая техника покупается и при этом используется единицами. Но если это так, если ценители могут воспринимать искусство или то, что они осмеливаются осознанно называть искусством и что при этом может рассматриваться одновременно искусством и искусствоведами и культурологами - то это совершенно ненормальное положение с точки зрения обеспечения конституционной свободы и международной защиты прав человека. Возможно устарели подходы к созданию и правовому регулированию, равно как и культурные нормы, но если уж что-то должны обеспечить конституции и всемирные декларации - то это должно быть эстетически значимо, достойно и совершенно. Но такие вещи обычно возникают на грани сумасшествия, а значит заранее можно сказать, что большинству современников они останутся непонятными, а те, кому они будут поняты и ясны - окажутся заведомо в своей с ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 687 | Добавил: jenya | Дата: 2019-02-02 | Комментарии (0)

В недавней заметке я предложил концепцию культурного прагматизма и указал на некоторые примеры из повседневности, показывающие её широкое распространение, такие как причёска, средства связи и часы. Получается, что особенного значения для повседневности культурное отображение предметов не имеет, поскольку причёска не защищает от осадков, средство связи дарит ощущение связи, а не обеспечивает распространение видеосвязи и большее присутствие, часы также дарят ощущения управляемости и упорядоченности временных отрезков, но не определяют и не дают оснований для определения нашего жизненного пути. Но таковы же и представления об одежде, жилищах, транспортных средствах и практически всех возможных артефактах: они оправдывают своё название, все становясь предметами искусства, а не выполнения прагматических функций. Но объективно ли такое положение, основано ли оно на действительной природе человека? Ведь человек несовершенен и ищет дополнения своей действительности во внешних объектах: его ноги стираются в кровь от длительных хождений, поэтому он придумал обувь, его тело не имеет густой шерсти, поэтому он носит одежду, человек склонен к заболеваниям, поэтому он придумал лекарства и тёплые жилища. Такие объективные предпосылки и являются первичным основанием для культурного прагматизма, поскольку дальше человек просто вынужден творить, а всё, что он творит - он переосмысляет через символическое значение. Даж ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 724 | Добавил: jenya | Дата: 2019-02-01 | Комментарии (0)

Критика или инерция: таков может быть вердикт построения концепции философии или научной дискуссии. Простое следование за мыслью или критический анализ всех шероховатостей? Но сейчас речь не только о них.

Иногда мне кажется, что я существую в двух режимах: как бы бежать по инерции или же относиться ко всему критически. Если относиться критически к себе, то этот цикл приводит к внутреннему устремлению, к развитию и устремлению к большему. По инерции словно по льду можно катиться, сохраняя устойчивость лишь однажды получив ускорение. И в сущности люди так и катятся по инерции. Хотя многие стремятся называть подобные разнонаправленные устремления основами нашего существования, подобными дионисийскому и аполлоническому началам, либо к стремлению к владению и творчеству. Но подобные разделения деятельности — скорее разделения деятельности активной, а движение по инерции возникает в некоторых состояниях и не служит само по себе изменению. Оно может быть задано извне или следовать какому-то неведомому внутреннему направлению. И для него характерны расслабление и умиротворение, медитация. Это то, чего нам часто не хватает, то, что мы можем найти в природе, где земля, зелень создают тот самый неуловимый вкус и запах. Эти самые вкус и запах могут проявляться и возникать из разных продуктов: из отвара ёлок, из стевии, из цедры цитрона и всегда они будут пахнуть землёй, нести цвет и запах жизни, оживляющего спокойствия. Это же чувство часто нужно для общения и понимани ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 754 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-25 | Комментарии (0)

Часто современные либеральные взгляды для цивилизационной формации Запада ассоциируют с прагматизмом, то есть к использованию практических суждений в качестве критерия истины. Человек умеет хорошо планировать и продумывать собственные интересы и значит он прагматик. Человек различает действия, приносящие пользу и вред и значит он хорошо осознаёт, как вести свою хозяйственную деятельность. Но если внимательно присмотреться к прагматизму, то он оказывается не тем, за кого себя выдаёт. Прагматизм зацикливается на системности и упорядоченности, подставляя свою концепцию вместо иных толкований действительности. Конечно, это просто: заменять рассуждения об идеале простым видением собственных интересов, даже если в основе такой замены лежит протестантская этика. Но что лежит в основе этих интересов, если не навязанные цивилизацией идеалы. Прагматики вновь утверждают то, что было сформулировано ранее как гедонизм или иррационализм, феноменология или экспрессионизм, стремление к жизни или трудовая теория, но они ничего в сущности не противопоставляют прошлому кроме своей собственной жизни и видения мира, собственного и согласованно объединённого в метацивилизационную воронку восприятия и поглощения эмоций.

Например, возьмём такое общественное явление, как причёски: оно выполняет некоторую культурно-демонстрационную функцию, но несёт ли оно какой-либо практический или прагматический смысл для человеческой жизни? Следует учесть, что волосы имеют свои ограничения и не рекоменд ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 1363 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-22 | Комментарии (0)

Известно, что существование систем обусловлено поглощением энергии или негэнтропии (противоположности хаоса, то есть некоторой структурированности, например, в виде сосредоточения энергии) извне и превращением её во внутреннюю структуру. Но чем более упорядочена структура, тем больше может потребоваться энергии. Наличием такого принципа объясняется неидеальная упорядоченность естественных систем, поскольку обеспечение высокой степени упорядоченности может быть весьма затратным в энергетическом смысле, например, может потребоваться много времени, чтобы расставить все книги в домашней библиотеке по алфавиту, а потом по жанрам. С упорядоченностью в общественном смысле всё ещё сложнее, поскольку она может различаться в соответствии с различным пониманием структур или отсутствием их понимания. Множество структур накладывают разные требования к упорядоченности, а попытки описания на одном языке наталкиваются на непонимание в других областях. Этим, кстати, можно объяснить наличие и необходимость существования множества языков в обществе, который не сводится к языку энергетического обмена .Отсюда парадоксальной выглядит попытка свести совокупность отношений к одному виду ресурсов подобно тому, как все виды деятельности мы бы попытались свести к деятельности поедания пищи, хотя подобные общественные теории периодически возникают, стремясь объяснить происходящее с помощью того или иного выражения человеческой деятельности. Надо заметить, что язык как рассказ в этом смысле является ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 734 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-12 | Комментарии (0)

Отобрать и классифицировать афоризмы о науке, которые бы соответствовали действительности, подтолкнуло замечательное утверждение великого советского прикладного математика и академика Мстислава Келдыша (1911-1978): "Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир". Итак, наука как сила? Можно только подчеркнуть, что необходимо, чтобы эта сила оставалась движущей силой деятельности людей, а не машин. И не случайно, ведь это высказывание имеет корни в утверждении, приписываемом Фрэнсису Бэкону (1561-1626), английскому философу, которое знают все и которое будет пожалуй самым лаконичным в сегодняшнем обзоре: "Знание сила". К развитию этого взгляда с Туманного Альбиона в XX столетии мы вернёмся далее.

Но здесь же мы можем привести отрицание науки как морали, но если она не является моралью, является ли наука истиной?

Научной морали быть не может; но точно так же не может быть аморальной науки.
Анри Пуанкаре (1854-1912), французский математик и физик

Значит, мораль науки определяется философией науки? Хотя эта философия становится довольно запутанной. Но всё же литераторы и философы имеют что ответить:

Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им дает.
Фридрих Шиллер (1759-1805), немецк ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 859 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-20 | Комментарии (0)

Где-то высоко летит Луна. Она всего лишь подобна мотыльку или летящему огненному шару. Если мы отвлечёмся от абстракции, то и в самом деле не будет никакой разницы. Мы не могли подняться даже до летящих птиц до недавних пор, однако как только изобрели первые средства для полётов сразу же задумались о далёких мирах. В основе таких различий - мышление по аналогии. Либо мы видим аналогию в летящих шарах и искрах от костра, либо в абстракциях представления пространства, которые ещё могут поменяться несколько раз к моменту нашего достижения звёзд.

Но такая аналогия выглядит как нечто большее, чем простая ошибка восприятия. Это как если бы мы думали об аналогии о всём, что есть внутри нас, о всём, что мы можем представить снаружи. Ведь мы не думаем о сходствах, мы их можем лишь воспринимать. И всё что важно в этом случае - это граница которую мы проводим. Граница и придаёт видимую значимость нашим и не нашим мыслям, нашему воображаемому небу, близкому или далёкому. Граница нашей фантазии - это продолжение мыслительного неба возможного технического прогресса. Но художественный прогресс - это возможность представить светящуюся Луну, смотреть на летящие искры, улетающие куда-то к ней, а не только ощутить тысячи тонн сгорающего керосина. Возможно - в будущем это возможность ощутить силу, которая заключена внутри атома и может быть выплеснута, а не разбрызгана и не обрушена. Но впрочем Землю менее всего следует превращать в лабораторию, ведь это слишком высокорисковое предпри ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 800 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-01 | Комментарии (0)

Бывает время проходит незаметно. Бывает оно опаздывает. Можно долго твердить, что оно не пришло, а оно тем временем убегает вперёд. Время - это просто наши шаги, расположенные по действительности, будь то созданные нами часы или колебания волн в наших мыслительных центрах. Поэтому это всего лишь иллюзия и нельзя сказать о нём ничего определённого. Но столь же неопределённо и пространство нашего восприятия. Между тем мы рискуем предполагать и знать то, что нас ожидает, заглядывать в прошлое и в будущее себя и окружающего. Кому-то кажется это невозможным, кто-то верит в непоколебимую силу науки и человеческого разума. Порой людей заносит слишком далеко и они увлекаются романтикой. Всё что, мы должны сказать - что время рассудит и расставит все точки и запятые. И коль скоро мы делим время на отрезки, то мы учимся соизмерять и описывать действительность. Но самым большим вызовом действительности можно назвать попытку управления временем.

Управлять проще всего простыми системами, хотя бы песочными часами. Вот они идут в одну сторону, а потом в другую  демонстрируют практически неизменную силу гравитации. И практически неизменный ход времени. Между тем мы знаем, что время может останавливаться при достижении достаточно высоких скоростей. И мы стремимся мыслить о них и о значении его течения. И всё же мы стремимся управлять им, ускорять и замедлять в рамках собственного сознания как если бы мы управляли световым потоком, разгоняли и замедляли его. Мы можем управлять ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 822 | Добавил: jenya | Дата: 2018-11-26 | Комментарии (0)

« 1 2 3 4 5
Copyright MyCorp © 2024
Лицензия Creative Commons