Вторник, 2024-04-23, 21:08
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы дневника
События [11]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
Общество [48]
Рассуждения об обществе и людях
Мир и философия [50]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
Повседневность [49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
Культура и искусство [26]
Системы [15]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2022 » Январь » 5 » О нефизическом времени
О нефизическом времени
15:36

Как бы мы скептически не относились к разнообразным теориям общественного времени и пространства, но то время, которое течёт в нас определённо отличается от того, что течёт вокруг нас, на безжизненных планетах. И причиной тому не только ритмы, которые управляют мозгом словно вычислительным ядром, а скорее сама способность к планированию и изменению дат. Например, можно планировать создание содержимого или изучение некоторого материала и даже если часть творческой и познавательной деятельности будет осуществлена в другое время, всё равно у содержимого будет некоторая дата создания. И дело во многом здесь в кодах и текстах: один текст будет похож на прошлое, другой предвосхищать будущее или быть зацикленном в несловесной модальности происходящего. Так отдельные знаки связывают нас с прошлым временем государственных переворотов, по итогам которых был утверждён алфавит, а может быть и с более древними временами появления болгарских мессионеров, а может быть и с возникновением общего славянского, германского, кельтского или англо-саксонского языка. Или ещё в более далёкие времена, когда предполагается наличие некоторого индо-европейского или предшествующего ему прародителя, практически канувшего в лету, но всё ещё присутствующего в сходстве большинства звуков, произносимых на этом и некоторых других континентах. Если брать более крупные образования в смысле пространственного (топологического) размещения, чем знак (то есть семантические, синтаксические, грамматические структуры и в принципе принципы формирования каждого языкового дискурса), то и они сохраняются, но менее заметно подобно архетипам, которые незаметно перекочевали из звуковых колебаний сказок в непостоянство и холодность светодиодов и кристаллов. И эти сказки создают новые мифологемы, которые можно обнаружить в любом произведении. Иногда даже хочется провести ассоциативную связь и связать всю культуру с пространством мифологем. Но здесь приходит на помощь абстрактный концептуализм, не оставляющий от прошлого практического выхода в культурный прагматизм. Зато он показывает путь в будущее подобно тому как вершины пирамид устремляются к звёздам может быть показывая уравновешенность земного и небесного, а может быть просто сохраняя холод и спокойствие в своих недрах, тем самым разрывая ход времён.

Особенно ярко нанизана жизнь на циклы лет и календарей. Действительно, здесь мы находим естественную связку космического и личного: подобно тому как сон возвращает нам силы и энергию, так и солнце возвращает свой энергетический поток поверхности земли. Стоит взглянуть на горизонт, как эта фантастическая гладь времени несётся в наше сознание с неизгладимой незаметностью. В городах она практически неразличима снизу, поэтому вероятно сторонники силы стремятся к обретению места в небоскрёбе. Сложно избежать этой цикличности или жить в другом времени, если жизнь определяется всеобщим расписанием рабочих и праздничных дней. Мыслимо взять отпуск, но мыслимо быть выключенным из этого цикла уже с детства? Возможно этому помогают замедления и ускорения сознания, но часто они только отвлекают от наблюдения за абстракцией. Кроме того, слишком много привязано к течению лет: начиная от обычного цикла деятельности организаций, заканчивая чередой праздников, сменой времён года.

Но если Мартин Хайдеггер размышлял об источнике времени как остановке (просвете пространства бытия) трансцендентального, то и любой человек или жизнь в принципе  могут обратиться к происходящему как абстракции, которая в конце концов уже прошла, но которая развёртывается в наблюдении грядущего. вынесенного за пределы себя. Это некое столкновение времён: происходящего вокруг и внутри, происходящего по нормам людей и за пределами сознания. Часто нужно переключиться из одного времени в другое, как это бывает при наступлении праздников или при смене часовых поясов. Самое интересное, что изменение в ходе биологических часов способно навредить организму, поэтому первым вопросом остаётся как и зачем переключаться без вреда. Но зачем — это вопрос метафизический, но возможно такой же выходящий за пределы метафизики, как и стремление видеть везде закономерности и зависимости, законы природы, физики и математики. В любом случае именно здесь мы достигаем пределов абстракции, а значит и подходим к границе времени, подобно тому как стоим на краю горизонта. Дело здесь не столько в планировании, сколько в том, что общественный организм также имеет свои биологические часы. Множество людей как множество абстракций могут отключаться от общего маховика и преодолевать механистичность. И со временем возможно научатся жить без времени или жить по космическим часам. По крайней мере, такой интерес вполне действителен и появились приложения, устанавливающие марсианское время. Вопрос же координации часов — это вопрос в высшей мере относительный и с другой стороны совсем не важный в контексте вечности.

Дополнение от 2022-02-12

В конце концов есть выражение «всему своё время» и его можно означить именно как наличие у всех предметов и вещей внутреннего времени. Но можно его истолковать и не в вещности телесных res corporales и бестелесных res incorporales как следует из Ветхого завета «Всему свое время, и время всякой веши под небом. Время рождаться, и время умирать...».), а в непосредственной бытийственности «всем особенное время» как если бы время было взаимозаменяемым для каждой топологии пути. Когда человек идёт по пути, то и путь идёт по нему - в этом и можно усмотреть неотделимость времени от самости. Вещность всегда скрыта от глаз, как и время, есть лишь направление, создающее невидимые карты, которые и бывают действительностью как личной, так и общественной. Когда мы говорим, что карта — не есть территория — то это только побочный эффект абстрагирования и мы должны разрешить и сопутствующую фразу а время — не есть время. Можно было бы сказать, что нефизическое время — не есть физическое время, но можно сказать и проще, что происходящее не есть существующее. И бытие можно усмотреть и там и там, возможно в одном случае мы будем стремиться к объективизму, в другом — субъективизму.  А там, где само бытийствование останавливается на словах «не есть» и будет проходить водораздел абстрагирования.  В любом случае без стремления жить, без ощущения медленного и быстрого времени похоже невозможна ни личная жизнь, ни спасение цивилизации, а на какой стороне времени происходят эти отличия покажет само время, которого конечно же у него самого только и нет.

Категория: Мир и философия | Просмотров: 346 | Добавил: jenya | Рейтинг: 0.0/0 |

Код быстрого отклика (англ. QR code) на данную страницу (содержит информацию об адресе данной страницы):

Всего комментариев: 0
Имя *:
Эл. почта:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Лицензия Creative Commons