Когда мы говорим о средствах расчётов, отличных от узаконенных государством денежных единиц, то мы сталкиваемся с двумя основными проблемами. Первая касается законодательного регулирования и правовых ограничений. С одной стороны само определение и законодательное регулирование не устанавливается, что приближает действия, совершаемые с ними к другим видам незаконной деятельности, таким как оборот опасных веществ или совершение различных противоправных действий (хотя может быть и к использованию воздуха, купанию в воде или наблюдению звёзд). С другой стороны, совершение действий с данными единицами расчётов может быть связано с другими незаконными действиями, способствуя их совершению, поскольку частью действий является их оценка и в частности расчёт между субъектами (однако использование дыхания и леса также не менее часто связано с незаконной деятельностью).
Вторая проблема связана с этикой и относится к трудноразрешимым общественным проблемам, ведь действия лишь отдельных лиц или незначительной группы лиц наносят вред обществу, а для борьбы с ними применяются старые промышленные методы, связанные с тотальным контролем за действиями всех субъектов, либо с запретом на совершение действий. И само государство при этом самостоятельно ведёт некоторые секретные разработки, которые могут прямо или косвенно влиять на жизнь людей и при этом по тем же соображениям безопасности не раскрывает свои действия. Такое положение противоречит этическим нормам, если говорить об исторической справедливости, и основным гражданским правам, которыми обладают граждане как участники государства, Однако, в в целом представительный выбор соответствует определению демократии, как его установили ещё в античности. Первая же проблема поддаётся разрешению путём установления того или иного определения денежных средств и средств расчётов. Например, можно установить, что каждый человек, равно как и природа имеет право выпускать средства расчётов исходя из собственных принципов и критериев, технологии и регулирования. Ещё более широко можно установить, что природа и любая её разумная часть обладает возможностью устанавливать свои средства расчёта исходя из "естественных" законов, порой недоступных для понимания людям. Исходя из такого понимания указанные проблемы перестают существовать сами собой, но другой вопрос, сохраняется ли само государство и общество как действующие лица в системе расчётов?
Природа создала множество средств расчётов задолго до появления у людей использовать их в своей жизни. Одним из таких средств является мыслительная организация, благодаря которой животные могут воспринимать и общаться друг с другом, воспринимать окружающее, силы природы, среду. Именно так первобытные люди воспринимали общение со миром, когда не только обменивались между племенами, но и оставляли жертв, выходили на связь с духами: они получали в ритуалах некую услугу, защиту, оплачивая взамен некоторым образом. Да и сам язык является тогда некоторой платёжной системой, в которой слова как независимые денежные единицы находятся между собой в некоторых соотношениях. Но за словами стоит смысл, силы природы и отражение мира, поэтому их употребление отсылает нас к общение с окружающим миром.
Но является ли решение некоторой математической задачи, которое создаёт основу для появления новых денежных единиц, подобием этого естественного языка? В некотором смысле да, но только в том смысле, что язык математических выражений является одним из языков, а значит его употребление приводит к создание новой стоимости. Распространённые же в настоящее время платёжные системы является предельным упрощением системы расчётов в принципе, поскольку используют в своей основе лишь операции сложения натуральных величин. И когда люди говорят, они могут забывать о важности сказанного, тогда как тогда. когда они считают деньги, они представляют себя чуть ли не богами. Но в простом счёте нет ничего божественного, как нет ничего божественного в употреблении пищи, воды. Лишь наше восприятие и возникающие мысли по поводу пищи и воды одухотворяют наше существование. Поэтому универсальную натуральную платёжную систему (а такой является почти любая общепринятая денежная система, даже если в ней отсутствует натуральное обеспечение, натуральность здесь понимается в математическом смысле и сама математика в своём употреблении отсылает к необходимости оценки выпускаемых монет и купюр независимо от стоимости металла, в конце концов кроме стоимости металла есть и стоимость самого макета и работы по его воспроизводству, которые точно невозможно установить) можно назвать обезличенными и обездушенными деньгами. Но никакая природная система не добавляет одухотворённости деньгам, ведь и ракушки и соль рассматриваются лишь как добыча, как ресурс, отнятый у природы. Только пересмотр отношения с природой может являться основой для будущего развития электронных и прочих денежных единиц, причём не только математический язык, но и любой другой язык может являться основой для производства новых денежных единиц. Люди пытаются связать с шифроденьгами различные хозяйственные отрасли, в первую очередь творческие занятия, говоря о том. что защищённость и открытость способны решить проблему распространения содержимого и закрепления авторских прав. Но при этом само содержимое и его создание привязываются к обездушенной математике вычислительных устройств. Вместо этого будущее денег лежит в восприятии движения звёзд, в шуме волн, в общении птиц, в красоте природы и в небольшой степени в творчестве людей, хотя от самого творчества в обосновании новых платёжных систем будет зависеть, насколько ценен будет вклад людей в гармонию жизни на планете и за её пределами.
20180718,20180906 |