Несколько дней назад я начал слушать книгу про нахождение на космическом лагере подготовки, где царила полная тишина, которая сопоставляется с озвученностью жизни на Земле. Звук действительно можно рассматривать как некоторый ключ к мифологемам, поскольку язык сам как технология установил изначальное символическое отдаление от природы. В чём тогда состоит развитие, если речь может быть озвучена только машинным голосом — нужна ли такая речь или вся сущность одомашнивания животных также была в соединённости словесного и несловесного, позволившего и собакам освоить основы мимики, которая отличается от волчьей. Но человек склонен видеть скорее команды и слова — в этой технологеме речи и психология развития часто повторяет некоторые внушения как губительные мантры-послания, отдаляющие и человека от животных, и «человека» от человека.
Если кратко — то технологему я предлагаю использовать как аналог мифологемы, но не для общественного, а для технического пространства. Воплощением мышления в технологемах выступает и фантастика, сводящая представление о мире к представлениям об иной технике.
Интересно, что психология саморазвития может разоблачать саму себя. Пожалуй это ещё не критическое мышление, но уже некоторый путь на дороге анализа мифологем. Так, доктор и клинический психолог Ребекка Рэй (англ. Rebecca Ray) в серии записей под названием «Верить» разоблачат 10 «мифов», которые внушает людям «традиционные» послесовременные книги о саморазвитии. Точнее они представляют собой мифологемы, отчасти основанные на использовании науки как социальной и технической области. В этом смысле нужно заметить, что стремление к (нео)бихевиоризму, проявляющиеся в поиске связи между психическим воздействием на себя и получаемым результатом (улучшенные тем, что в этом поиске создаются промежуточные схемы описания происходящего), равно как и другие попытки улучшения себя с помощью физических изменений, таких как строительство тела, представляет собой уже не вполне мифологему, а то, что можно выразить в качестве «технологемы», в которой уровень обозначаемого смещается в сторону некоторого вытеснения за определение собственно человека. Возможно, если не сама наука как техника становится подобием программатора, но сами пособия и книги приобретают значения оторванных от действительности магических знаков, которые влияют уже своим фетишизированным означиванием. И если взять товар, либо услугу, то сама мифологема знака зачастую не так важна по сравнению с конструктивными особенностями или неоновым светом. Архитектура города — это ещё одна технологема и пожалуй самая важная и неисправимая, которая своим кубическим нагромождением не столько продолжает супрематические изыскания, сколько преодолевает безразличие мифологизации простым замещением или сублимацией человека и его сущности на механику движения, невидимость передачи и воздействия. Гиперреализм поэтому достигается не столько стеклом и многогранностью искажённых образов, сколько пониманием, что сама скорость и отражения служат для развития и содержат мифы подобные тому, что нужно смириться с собой и что-то отпустить, любить себя и воспринимать всё как должное. Должное — это и есть техника, которая становится всё более одушевлённой, чем сами люди. Но происходит это в пространстве мифологема-технологема, а не в действительном бытии. В любом случае упоминание в рамках дискурса о техниках психического воздействия, которые становятся и частью информационных технологий — совсем не случайно. Но истоки этой слитности техники и психологии следует искать в технологеме саморазвития, поскольку она изначально искажает действительность уже тем, что подставляет «само» туда, где властвует сама книга, властвует техника языка над тканью жизни.
Рассмотрим наблюдения мифологем Ребекки Рэй
Непрерывное счастье — зависимость от технологии счастья
Первая мифологема заключает в том, что необходимо всегда и непрерывно ощущать себя счастливым, что должно позволить чувствовать себя иначе. Это похожа на использование повторения некоторой мантры или самовнушения. Естественно, что это может помочь в некоторых случаях, а может быть и найти некоторый уть к соединению с природой. Проблема заключается в том, что обычно действия начинают представляться как быстрые ответы и техники, лишённые внутреннего содержания и смысла. Таким образом мифологема постоянства счастья оказывается языковой технологемой. Проблема заключается в репрессивной общественной десублимации, которая через популярную культуру пытается навязать мифологему о предпочтительности счастья. Счастье таким образом само становится мифологемой, но ещё страшнее, что общественный контроль превращает само счастье лишь в технологию, смещающую общество в несуществующее технологическое пространство «счастья».
Положительное мышление — положительное применение технологии
2 мифологема близка, но смещается в сторону мышлению — положительное (позитивное) мышление само представляется как нечто положительное. Одно дело — внутренняя расслабленность и внутренняя медитация, а совсем другое — быстрые впечатления и эпизоды, которые преобразуются в технологии из мышления в технологему мышления, то есть в его технических суррогат, основанный на псевдопотреблении поддельных изображений. В будущем возможно технологии действительно смогут лучше помогать самоосмыслять человеку себя, если они будут ориентированы на историю каждого человека, как это может представить психолог. Но с одной стороны клиническая психология — сама всего лишь технология, а с другой стороны мы видим превращение истории человека в историю посещённых им адресов без учёта какого-либо значения и содержания, пусть даже искажённого, которое было потреблено. А суть обычно и заключается в искажениях, которые были получены, как некоторой технической травмы, которая накапливается от жизни в шуме и загрязнённости города. Опровержением данной мифологемы является факт, невозможности постоянного положительного мышления. Техника же подталкивает к новым искажениям, сама представляя себя как выход из проблемы постоянного положительного мышления. Человек не может постоянно мыслить положительно, но он может поставить рядом с собой «умную колонку» или включить «положительную музыку», чтобы погрузиться в новую иллюзию технологемы.
В рассматриваемой мифологеме содержится ещё одна — технологема «управления» рисками. Проблемы выявления и контроля рисков сама может быть построена на той же иллюзии ложных угроз и их создания. Но предложение рассматривать самооценку как инструмент управления рисками — само превращает психологию в технологему. Так действует и любая инструментуализация, подобная учёту времени или шагов — она может быть полезна на этапе анализа скорее, чем на этапе синтеза. Поэтому основная задача упражнения по внутреннему правлению рисками — выявление ложных способов их управление и понимание того, что психология и управление рисками весьма далеки друг друга, если мир конечно не до конца мифологизирован.
Крутиться и пробиваться 24/7 (англ. «Hustle and Grind»)
С одной стороны мифологема связана с мифом об успехе и успешных людях. С другой стороны технологема заключается в том, что человек — не машина, не техника и не может работать непрерывно, а может быть и с большей отдачей, чем техника. В словах «крутиться» и «пробиваться», связанных с этой мифологемой, уже заложен технический подтекст незримого означенного. С другой стороны достижение чего-то конечно требует трудолюбия и упорства, но вот путь не так прямолинеен, как проложенная дорога через заповедник внутреннего творчества жизни.
Говорить громче и вести самоуверенно
Громкость речи — это уже что-то из области технологии, это подобие передвинуть незримый ползунок, чтобы ощутить другое качество музыки, а именно то, которое заставляет дребезжать стёкла. Эпизод же посвящён как это не удивительно другой стороне человеческой жизни: разделению на интровертов и экстравертов. Автор даёт советы интровертам по тому как заряжать внутреннюю батарейку в тишине и уединении с тем, чтобы потом разряжать её при активном общении. Конечно, она права, что само это разделение напоминает мифологему, но при этом читатель может склониться к другой технологеме: к представлению себя как некоторой батарейке, которую можно заряжать и разряжать.
Судьба и предназначение — техногенный рай
Миссия — это известная корпоративная мифологема, но если она соединяется с технологией, то от неё уже невозможно избавиться. В данном случае же речь идёт о некоторых распространённых общих фразах житейской мудрости, которые автор предлагает не использовать для того, чтобы подбодрить человека, например, «то, что не убивает, делает нас сильнее» или «всё к лучшему». Надо заметить, что мифы и технологемы могут в существующей системе повседневности помогать людям, поэтому в целом ничего не значащие фразы могут помочь. Ребекка Рэй предлагает стремиться не к общим фразам, а к пониманию и принятию ситуации, что для стремящегося помочь другим означает применение более личных фраз, показывающих понимание и готовность помочь и они наверное действительно более универсальны на межличностном уровне. При этом автор опирается на некоторое определение принятия, в котором вещи в мире разделяются на те, которые можно изменить и те, которые не зависят от людей. В действительности это может вызвать некоторое непонимание, поскольку некоторые люди склонны к фатализму, а другие — видят во всём возможность изменения, поэтому речь идёт здесь о создании ещё одной технологемы путём переформатирования мифологем картины мира. Фактически предлагается заменить одни мифологемы и технологемы на другие, причём со склонностью к американскому индивидуализму. От себя же замечу, что ведение судьбы и знаков для многих действительно придаёт силы, поэтому с автором можно согласиться в том, что к словам поддержки нужно относиться весьма осторожно. Пословицы и поговорки сами отражают некоторые культурные традиции, соотносящиеся к одной из ключевых философских и общечеловеческих проблем — свободой воли. Не стоит слепо отбрасывать наследие, но стараться относиться к нему с почтением и аккуратностью. Техногенный рай как пространство принятия оптимальных решений конечно выступает как показательная технологема, которую нужно избегать через не всегда лёгкий поиск смысла существования.
Любить себя — всмотреться в экран
Эгоизм для общественных существ — это заведомо искажение действительности, но почему бы человеку не любить в себе человека? Возможно вначале нужно стать человеком, но как только это произойдёт, картина для человечества будет не слишком радужная. Любить же подобно богам возможно ещё тяжелее, чем статья человеком, но это может быть и одно и то же. В любом случае технологема любви себя — это своего рода снимки себя на телефон, который улучшает как сами снимки, так и цвета. Кривое зеркальце технологемы превращает эгоизм в самоцель.
Отказаться от всего — техника и жизнь без цикла
Дабы не печатать нецензурных слов, назовём эту мифологемы (а точнее даже несколько) как стремление вытеснить или порвать с чем-то, кем-то. Уже само стремление к объектной онтологии в словах «чем-то» намекает на техническую подоплёку вопроса. На деле и «выкинуть из головы» означивают то же самое: голова — это некоторое вместилище мусора. Когда этот мусор выплёскивается в сетевое пространство — это избавление становится сложнее, поскольку появляются целые мусорные острова в океане. В действительности развенчание этой технологемы состоит не только в доработке технологии сбора и переработки мусора (как материального, так и мыслительного, цифрового), что само по себе является технологемой, но в самом избавлении от понятия мусора. Полный жизненный цикл как товара, так и живого существа весьма похожи, хотя и находятся в разных общественных подпространствах. Если мы изначально не думаем о чём-то новом, как об обязательстве по переработке — то мы уже находимся в плену технологемы, разделяющей принудительно жизненный цикл и вытесняющей уже с помощью мифологемы полезности «ненужные» части пути. Отказаться от всего на этой планете невозможно, хотя усилиями людей технологемы приводят к ускорению опустынивания и замусореванию земного и околоземного пространств. Выкинуть мусор не получится — это мы и так делаем слишком часто, избавиться от него можно только в переносном смысле.
Всё прекрасно
Это своеобразный приём оставлять всё как есть и вести дела как обычно, даже если дел нет. Поэтому нужно создавать и применять технику даже там, где это не требуется. И естественно, техника становится «прекрасной», особенно некоторая её часть, которая фетишизируется.
Это тоже нужно «отпустить», восприятие как есть
Восприятие как есть противоположно попытке проникнуть в суть вещей и тем самым создаёт иллюзии понимания. Всё как есть в обыденности — это в послесовременности и есть обычно соединение мифологемы с технологемами, поэтому просто так ничего «отпустить» не получится. Стремление к взимопониманию — это уже большой шаг к разоблачению мифологем и технологем, но на этом пути установлена и самая серьёзная защита — защита всего как есть, тогда как везде заложена посылка фикции и воплощения «как если бы».
В серии рассмотренных набросков я постарался не показать, что техника — это что-то плохое, а пояснить, что неплохо было бы анализировать не только мифологемы, но и технологемы, окружающие жизненные пути и пространства не только общества, но и природы.
Психология развития сама стремится разоблачить методы психологии развития, но не создаёт ли она тем самым новые мифологемы? Технологемы словно флуктуации общественного пространства возникают непрерывно, но части из них удаётся закрепиться. Применение техники может быть и сущностью человека и пренебрежением ею. Например, сон — вполне естественное состояние, позволяющее сохранять память и наводить порядок в мыслях, но он бывает мучителен для человека как следствие засилья мифологем, либо может сменяться бессонницей, выходом из которой может быть технологема сна в виде снотворного. Не знаю, творит ли сны эта технология или просто погружает человека в забвение — но действительное забывание — это и понимание и переработка и проживание заново, которое может позволять преодолевать технологемы и наяву. |