Наверное люди не придумали ничего более глупого, чем «умная» почта. Это почти также оглупляюще, как «умный» телефон («умнофон»), только на порядок хуже. И дело здесь не в экзистирующей разнице означаемого, означиваемого через простановку кавычек над неизвестностью. Дело конечно во влиянии отрицательного общественного капитала, который создают рассылки и спам. Почта должна быть существенным местом обороны и стеной безопасности на пути вторжения капиталистов коммерческих агентов. Вместо этого обзываясь словом «умная» она вступает с ними в сговор и становится главным «подельником» в преступлениях против свободы пустого места личности. Как ещё можно расценивать появление умной сортировки, которая якобы решает проблему и должна помещать рассылки и уведомления от общательных сетей в отдельную папку, как это уже с горем пополам происходит в отношении папки спама. Но ведь никто не предупредил, что во-первых эта технология будет работать «криво», если вдруг среди писем внезапно обнаружится полезное и нужное, такое как подписка на некоммерческую информацию (которая отличается от завлекательных материалов-наживок и по онтологическому значению не является рассылкой), поскольку она рассчитана на массового клиента. Лучшее, что в этом случае предлагается — это тот же самый ручной отбор по адресам, который и остаётся на сегодня вероятно одновременно самым эффективным и неэффективным способом обработки информации. Эффективен этот отбор в виде применения регулярных выражений, поскольку позволяет осмысленно и гарантированно без нейросетевой тараканьей условной неоднозначности распределять письма по полочкам, а неэффективен он по причине необходимости настраивать все правила вручную. Второе о чём умалчивают создатели «умных» сортировок — это то, что они работают только на стороне сетевого взаимодействия, то есть через отдельное приложение мы увидим тот же список рассылок, что и раньше. Вероятно, что эта сортировка также работает в собственном приложении этой «умной» почты. Получается, что создаётся ещё одно средство привлечения посетителей к собственным страницам и приложениям, которые являются коммерческими и обычно довольно прибыльными. Итак, если что-то пошло не так (а так происходит почти всегда), то «умнота» электронной тупости становится источником дополнительного неблагоприятного воздействия на человека, только создающее фетишизированную видимость товарного благоденствия.
Что касается отрицательного социального капитала, то его оценку даже можно примерно рассчитать, если мы оттолкнёмся от среднего числа приходящих писем и поступающих звонков. Предположим, что в среднем на человека приходится 2 почтовых ящика и 1 телефонный номер. На каждый ящик и номер в день может приходить в среднем 5 сообщений коммерческого характера и 1 звонок. Не стоит забывать и о рассылках через сообщатели (арусск. «мессенджеры») и короткие текстовые сообщения, которых также может приходить по 5 штук. Остаётся оценить воздействие каждого звонка, а оно иногда может быть не маленьким и составлять потерянные сотни тысяч рублей. Если оттолкнуться от теории вероятности, то по этой оценке можно оценить некоторую среднюю величину потенциальной угрозы, допустим 300 рублей. Не стоит забывать, что для борьбы с этим можно установить приложения, использующие ту же проверенную эффективную технологию ручной сортировки, точнее сортировки основанной на занесении адресов в чёрный список. Но как только мы отключимся от сети, этот способ перестаёт работать. Поэтому в любом случае холодные звонки приводят к разрушению человеческого капитала, хотя для рекламодателей выглядят наоборот как создание социально-репутационного запаса капитала. Но одно другому не противоречит, если где-то энергия увеличивается, то где-то она должна уменьшиться, тем более, что конечный баланс капитала связан с общественной-хозяйственной системой, которая, используя рыночные механизмы, закладывает необходимые издержки производства, проявляющиеся как необходимый капитал для осуществления сделок, своеобразный институциональный запас. Но этот запас положителен в отношении хозяйственной части, а в части личных и общественных интересов — практически всегда отрицательный (положительна в этом смысле культурная составляющая, так же как культурная составляющая вредных привычек при общей отрицательной человеческо-хозяйственной направленности). Некоторые сообщения требуют удаления, а поскольку средства сортировки не слишком эффективны, то можно признать, что обработка каждого сообщения приводит к потере жизненного времени не менее 1 минуты и несут возможную угрозу, например в размере 50 рублей. В отношении жизненного времени оценки должны быть индивидуальны и в принципе расчёт лучше производить в единицах времени, содержимого, но на некотором этапе возможно потребуется монетизация. Мы ограничимся смешанным расчётом, определив отрицательный капитал совокупно во времени и денежных единицах.
Итак, общее годовое воздействие на личный капитал можно оценить:
Сообщения:
Потеря личного времен (5 *2 + 5 + 5) сообщений * 1 минута * 365 дней = 7300 сообщение-минут
Угрозы (5 *2 + 5 + 5) сообщений * 50 руб.* 365 дней = 365 000 руб.
Звонки:
Потеря личного времени 1 звонок* 3 минута * 365 дней = 1095 звонко-минут
Угрозы 1 звонок * 300 руб.* 365 дней = 109 500 руб.
Чтобы понять масштаб проблемы сопоставим полученные значения с добавленным продуктом (а это только небольшая часть из общественно-культурного продукта, но для уточнённого расчёта потребуется воспользоваться во многом не существующей статистикой по его накоплению) с учётом средней заработной платы, по данным Госкомстата она составила на ноябрь 2021 г. 55 639 руб. в месяц, что с поправкой на сезонность последних 13 лет даст годовую оценку 942 238 руб. Учитывая, что в году 525 600 минут это даст среднюю оценку стоимости минуты жизни 1,79 руб. Можно было бы рассчитать пропорцию именно к рабочему времени, но допустим, что отдых является всего лишь необходимым элементом обеспечения работы, поэтому возьмём валовое время.
Итак, рассчитанные сообщение-минуты и звонко-минуты превращаются в 13067 и 1960 рублей, на этот раз более твёрдых и обезличенных, чем угрозы. 15027 на первый взгляд не слишком большая величина, но с другой стороны это 140 часов времени, причём бодрствования, а не сна. Поэтому эта величина может рассматриваться как наименьшая и за вычетом сна можно увеличить её в соответствии со временем сна в 1,5 раза до 22540,58 руб. Учитывая данные по предварительной оценке ВВП в 2021 г. на уровне 131 трлн. руб. и пребывающих людей на уровне оценки населения с учётом иммигрантов примерно в в 155 млн.человек (с учётом пандемии оценка не точная, примем число иммигрантов 10 млн. против 11,6 млн. в 2019г.) ВВП на человека (не путать с «душой населения») составляет 843 840 руб. Таким образом, потери непосредственное воздействие «умных» холодных технологий продвижения можно оценить в размере потери 2,67 %, а возможная угроза 56,2%. Цифра кажется неправдоподобно большой, возможно учитывая стоимость рассылки одного спам сообщения она должна быть меньше, либо стоит принять во внимание то, что большая часть подобных сообщений остаётся непрочитанными и помогают те самые «умные» и прочие фильтры. Но эти же фильтры фильтруют лишнее, поэтому если мы уменьшим цифру на порядок, то 5,6% не будут казаться такими уж неправдоподобными.
Итак, мы живём в мире. в котором отключение спам-фильтра от электронных средств, от социального пространства и внутреннего мышления представляется непозволительной роскошью, которая у тех лиц, которые не приобрели подобного естественного иммунитета (такие как пожилые люди, выросшие в другое время), часто способна приводить к формированию отрицательного капитала. И это продемонстрировала оценка потери и угрозы в размере 59% от ВВП. Формирование общества и пространства, которое действуют по подобным правилам подобно нахождению в стране, где убийства и преступления являются обыденностью. Некоторые страны научились справляться с этим, помещая несколько процентов населения в тюрьмы, но готовы ли мы помещению в цифровую тюрьму? Временный запрет на доступ стал уже обыденностью в некоторых общательных средах и сами того не замечая граждане становятся судьями и прокурорами. Возможно всё идёт к созданию цифровой тюрьмы, но не сами ли общественные институты и сознание людей способствуют её созданию пренебрегая социальным и человеческим капиталом?
Мы здесь не оценили ещё поле сетевого спама и помоев, но их влияние стало уже практически всеобъемлющим и лучшей защитой пока остаются резиновые сапоги. Хотя в силу большей институционализации этих пространств фактическая угроза на них является более управляемой, подобной безобидным рекламным плакатам, которые правда зомбируют не хуже других экранов. Умные технологии ведут к потере личного капитала, а значит и знаний, ума — в этом заключается второй парадокс массовой цифровизации после внутренней противоречивость борцов самих с собой. Возможное разрушение пространства мифологем откроет пропасть сознания по новому, но тем самым лишит опор в виде крайностей бытия. И новая бескрайность как искренность сельских людей в этом способна дать новые средства взаимодействия, не основанные на адресах и паролях. Такое пространство вновь может приблизиться к массовости, путь к которой лежит через запутанность самоосознания, через настройки фильтров, которые нельзя доверить машинам, пока каждый сам не познал истоки и возможности этой доверчивости. |