Вчера завершился в своей внутренней взаимосвязи небольшой цикл заметок, в котором многие проблемы современности были рассмотрены через призму крайностей зависимости-независимости, которая оказалась весьма любопытной в своей всеобъемлемости:
Зависимости: сферы
Флуктуации зависимостей
Зависимости: город
Зависимости: таблетки
Зависимость от независимости
Начиналось рассмотрение с разномаштабных представлений, что выразилось в понятии сфер: это как космические вместилища, так и общественные влияния, а кроме того и наши собственные представления, где мы можем строить независимость установлением границ, а границы - и есть определения сфер. Здесь и возникает проблема, которая широко рассматривается при анализе систем: открытые ли они или закрытые, как выбирать границы, градиенты, правила.
Затем была предложена концепция флуктуации зависимостей, которая явилась своего рода противопоставлением попыткам детерминистского толка определить всё или найти один точный метод борьбы с чем-то или преодоления чего-то. Вместо этого стоит пытаться искать пути мышления, которым мы следуем и которые мы забываем. Возможно зависимости живучи из-за своей цикличности, а ещё больше из-за наличия общественных условий, что было рассмотрено далее через призму города и таблеток. Город, лекарства, электронные устройства как таблетки - всё это материальные проявления духовного опустошения, но это не проявления заболевания, это и есть части заболевания, которое подобно опухоли, которую невозможно вырезать. Вместо старых подходов мы ждём новых чудодейственных средств, которые будут искать отдельные элементы, перепрограммировать наши клетки или даже редактировать их код. Так и с зависимостями нужен множественный но точный и точечный удар. Но зависимости мы по крайней мере можем выявлять и осознавать, для этого и был проведён этот анализ. Лечить или делать что-то другое дальше - вопрос философский, к нему я наверно обращаюсь в заключительной части, говоря о независимости как зависимости.
Независимость сама по себе есть отрицание зависимости, поэтому формирование зависимости и от неё должно подвергаться и самоотрицанию. Но видимо в силу абстрагирования это сделать не так-то просто, особенно для ложного сознания или сознания, не увлечённого распредмечиваниями, деконструукциями. Возможно самые сильные зависимости скрываются в нашем речевом построении, поэтому и сама теория постструктурализма может оказаться продуктивной для дальнейших исследований. Текст не есть жизнь, но именно поэтому он может быть независим, он может быть независим словно дитя человеческое, обретающее уникальное существование. Но материально текст как произведение фиксирован, чего не сказать о его прочтении, которое может быть также как зависимым, так и независимым. Например, такой текст как конституция государства сам постулирует независимость, но устанавливает основополагающие зависимости. Но всё же проблема и состоит в том. что даже такие важные тексты не постулируют проблему независимости как таковую. Эту проблему я и попытался восполнить через цикл о зависимостях постановкой декораций, на которых могли бы сыграть и зависимость и независимость. И что удалось подытожить - это по крайней мере осознание первостепенной важности зависимости от независимости как основы для множества общественно-политических теорий, в которых возможно эта проблема явно рассматривается не всегда.
Словно наступающая ночь, что открывает звёздное небо, устанавливает определение для зависимости от звёзд, которое я бы стал отрицать через противоборство астрологам, зависимость порождает саму себя, порождает возможности для системной динамики, для анализа и синтеза, для рассмотрения самих себя через собственное зрение. Где мы и где звёзды - зависимость как всегда в этом абстрагировании, которое не обязательно моральный закон, но закон об обретённой неизбежности собственного единства, достигаемого на границе отказа от собственности, от себя. Встать на границу зависимости легко словно на линию падения водопада, но иногда мы оказываемся под водопадом. Кажется, что вот она зависимость обрывается и появляется, но мы не знаем где мы: вверху или внизу. Зависимость как потоки водопада иногда лишь приносят камни, но медленно изменяют ландшафты нашего мышления. Важно определить течение этого потока и если для водопадов физических изменить поле гравитации пока сложно, то в нашем мышлении это вполне нормальный закон для бытийствования. |