Когда-то Ф. Хайек, рассматривая общественно-хозяйственную жизнь противопоставлял космос и таксис: первым он обозначил общества с преобладанием личных целей, тогда как во втором преимущества отдаются цели общественной, ради которой и строится общественно-политический проект. Конечно, сложно представить более красивую самоорганизующуюся фрактальную структуру, чем рынок. Но его очарование основано на действительной нацеленности на обмен, люди знают, зачем они приходят. Но в хозяйственной сфере есть всё те же цели и границы действий, которые позволяют применять рыночные структуры. Сомнения в возможностях рынка закрадываются тогда, постулируется рынок как обществообразующая структура. И не удивительно, ведь оказывается, что для части современных государств развитие протекало в последние столетия в условиях отсутствия общественных целей, но зато в рамках чётко определённых планов по достижению мирового господства, тогда как в других государствах правители ограничивались личными проектами преобразований, которые порой сметали целые континенты. Естественный рынок, на котором сталкиваются целенаправленные участники уже не выглядит таким гармоничным, когда этот рынок превращается в место, в которое люди приходят побродить-посмотреть, он уже не является столь завораживающе красивым и эстетически выверенным, поглощая сознание яркой неестественной картинкой и искусственно вызванными эмоциями.
Космос создаётся в случайном столкновении разнонаправленных частиц, люди могут ч
...
Читать дальше »