Смысл — по форме, но не по содержанию — является воспроизведением комплексности
Никлас Луман
Когда я погружался на некоторую глубину, то это погружение было несколько похоже на представление о распредмечивании действительности, на проникновение в то отражение, которое представлено на поверхности воды и которое мы могли бы выразить как ложное сознание. Но вода и подводный мир сразу же показывают своё отличие и своё иное бытие, бытие более подлинное и более враждебное, чем лёгкая синева заката. Уши сразу же начинает сдавливать, так что приходится продувать, но это ещё не гарантия, что не останется следов крови. Может это дело привычки и следствие устройства организма, может быть наоборот с годами привычка преобразует организм, поэтому погружения станут более длительными и более проникновенными. Не знаю, где ещё можно провести эту аналогию, но вода часто искажает цвета и делает это намного более изящно, нежели прозрачность преломляющего неба, даже когда на нём появляется радуга. Здесь просто камень или водоросли немного меняют цвета, так что это кажется одновременно естественным и невозможным. Кроме цветов же меняется и всё остальное: пространство, время, сознание, дополнительность, само дыхание и зависимости. Понятие о запахе исчезает, как и о звуке. Вообще от самого языка остаётся мало что. С рыбами общий язык находится из каких-то неведомых сухопутным животным закромов, а песок и камни становятся сами словно небом, к ко
...
Читать дальше »