Порой возникает ощущение, что задача искусства - быть фоном для важных событий, совершающихся в обществе. Да и в природе происходят подобные вещи: сначала возникает инстинкт размножения, а потом к нему пристраиваются разноцветные перья. Особенно под Новый год можно не заметить, как люди волей не волей вторгаются в сферы проведения общественных дискуссий, личных встреч, просмотра концертов и выступлений, киноискусства, музыки и т.д. и т.п. В этом есть доля театра и культуры и можно сказать, что культура входит в это время как и во время других праздников сильнее. Не ясно, что она вытесняет, если сама при этом выполняет прагматическую функцию. Но если связать подобное вторжение культуры, как и прочие её фоновые функций при ведении переговоров, проведении конференций и симпозиумов, культурно-прагматическим, то такая трактовка будет вульгарной.
Скрытый культурный прагматизм заключается в тихом и незаметном выстраивании дискурса происходящего независимо от мифологем и псевдореальности. Культура как фон и прислужница капитализма наоборот выступает провозвестницей безвкусицы и псевдорационального потребления. Культурный прагматизм наоборот требует как минимум равенства означенности культуры и прагматики. Тем более если говорить в понятиях системной социологии, то это означает наличие множества параллельно существующих систем общества и природы, которые фактически не пересекаются, а взаимодействуют. И культура в принципе отделена от общества как и о любой прагматики. Поэтому наблюдения за культурой в качестве фона беспочвенны и абсурдны как и почти всё, что происходит в послесовременности по крайней мере на поверхности вещей.
Особенно интересна теория смерти науки, утверждающей, что все открытия уже сделаны и теперь нужно лишь разрабатывать технологии для их применения. Очевидно, что науке, как проявлению культуры и искусства (в смысле творческого начала), отдаётся то же самое место фоновой музыки. Конечно иного полезно послушать джазовые эксперименты с повторениями и вариациями в духе ritornello и при этом заниматься другим творчеством, но с джазом также как с барочной музыкой это фоном как раз считать не получится. Здесь мы возвращаемся к проблеме видов культуры (как то массовая и элитарная). Но культуру конечно не стоит делить на её виды, просто каждый сам для себя решает, где проходит и что означает, и кого означивает происходящее культурой. И тем самым очерчивается бытие прагматики скорее, чем наоборот. |