И всё же когда мы идём по пути придания оценок культурным явлениям, то мы сталкиваемся с превращением искусства в товар. Между тем то же странный путь предлагается избрать и для отоваривания природы - путём установления углеродных налогов и сборов.
Когда применяешь критерии отоваривания к произведению - то легко заметить и понять, что отчасти они превращают любую бесполезность и беспомощность в упакованную пустышку, а отчасти - что именно они ведут цивилизацию в пропасть. Как тогда можно рассчитывать на сходные методы, которые якобы должны из надвигающейся пропасти вытащить и цивилизацию и природу? Возможно это решение кажется решением во многом из-за кажущейся относительной решаемости проблем балансировки планетарных климатических систем в отличие от попыток приблизиться к параметризации общественного благополучия (которое часто может состоять в стремлении к избеганию благополучия, как и культура). Но эта балансировка вероятно будет окончательно реализована уже с применением квантовых вычислителей и развёртывания сети сбора данных в глубинах почвы и океанов. А между тем есть и гораздо более сложная система, если её так можно назвать - общая природная органическая жизнь. И она как ни странно включает в себя возможность создания неравновесия и катастроф, а значит не всегда стремится к равновесию или развитию. Поэтому всякое стремление к балансировке должно быть признано фикцией. Поддержание природного капитала и даже его накопление - конечно вещи боле правильные, чем его разрушение, но это всего лишь вещи и они остаются выражены в понятиях систематики полувековой давности. Ежи же например говорить о построительстве и сопостроительстве человеческого и природного бытия, то здесь остаётся больше вопросов, чем ответов. Например, вопрос о языке, который для человечества кажется решённым, но оборачивается множеством языков и невозможностью элементарно принять решение и создать общечеловеческий язык исходя из оптимальных потребностей, который бы со временем позволили добавить несколько процентов и к хозяйственному и к природному продукту. Но подобные решения почему-то оказались провальными в отличие от насильственных и извлекательных ежегодно поощряемых проектов. Другое дело поиск общего метаязыка с природой - это понятно задача гораздо более сложная и похоже на текущем уровне построительства человека неразрешимая. Люди думают наверное, что если они не могут разрушить и покорить природу, то по крайней мере они могут её очеловечить и оязычить, придав ей оценку. Но в этом они остаются пожалуй всего лишь язычниками и эгоистами. |