Критика или инерция: таков может быть вердикт построения концепции философии или научной дискуссии. Простое следование за мыслью или критический анализ всех шероховатостей? Но сейчас речь не только о них.
Иногда мне кажется, что я существую в двух режимах: как бы бежать по инерции или же относиться ко всему критически. Если относиться критически к себе, то этот цикл приводит к внутреннему устремлению, к развитию и устремлению к большему. По инерции словно по льду можно катиться, сохраняя устойчивость лишь однажды получив ускорение. И в сущности люди так и катятся по инерции. Хотя многие стремятся называть подобные разнонаправленные устремления основами нашего существования, подобными дионисийскому и аполлоническому началам, либо к стремлению к владению и творчеству. Но подобные разделения деятельности — скорее разделения деятельности активной, а движение по инерции возникает в некоторых состояниях и не служит само по себе изменению. Оно может быть задано извне или следовать какому-то неведомому внутреннему направлению. И для него характерны расслабление и умиротворение, медитация. Это то, чего нам часто не хватает, то, что мы можем найти в природе, где земля, зелень создают тот самый неуловимый вкус и запах. Эти самые вкус и запах могут проявляться и возникать из разных продуктов: из отвара ёлок, из стевии, из цедры цитрона и всегда они будут пахнуть землёй, нести цвет и запах жизни, оживляющего спокойствия. Это же чувство часто нужно для общения и понимания людей и тогда мы можем быть людьми мира, принимать и понимать всех. Но само по себе это чувство недостаточно созидательно, выходит, что для творчества необходимо что-то иное?
Относиться критически — значит приближаться и сопоставлять с некоторым идеалом, это могут быть и правила и стандарты качества и видение красоты. Так, мы можем обнаружить идеал красоты существующей цивилизации в грации движений и занятий физическими упражнениями. Идеал может быть в движениях игры, в борьбе животных, в грации музыки и танца. Но может ли он быть заключён в природе? Если это так, то мы восторгаемся пейзажами и дарами природы и словно преклоняемся перед ними, тогда из природного идеала красоты мы движемся дальше и критически относимся к себе. Но часто мы не думаем ни о каких природных условиях, особенно когда впадаем в культурный прагматизм, мы довольствуемся внутренними человеческими ценностями, создаём идеалы в культуре и преобразуем в повседневности, превращая искусство танца в мистерию заученных и надуманных телодвижений. Мы бы должны были импровизировать и пытаться найти движения животных подобно древним обрядам туземцев, найти звуки природы в попытках создавать музыку, найти красоту природы в придумываемых нами сценах, но мы вновь и вновь создаём технические звуки, картины городов и домов, в которых помещаем или неживую природу, или подчинённую нам (домашние животные) либо себя любимых. Поэтому от критического отношения к действительности направленного на развитие и совершенствование может ничего не оставаться за исключением пепла времени. И из этого пепла мы пытаемся вновь и вновь извлекать искры. А нужно всего лишь оглянуться на невидимую нам пока гармонию жизни совместно и на природе. |