Пятница, 2024-04-26, 05:18
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Политика и экономика [13]
Общество и люди [47]
Люди - это основа общества, это его составные части. Проблемы каждого человека становятся проблемами общества и наоборот
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » Исследования » Общество и люди

Дополненная действительность - чёрный вход в сознание

Наша действительность полна неожиданностей, каждый день с нами что-то происходит. Нужно ли её чем-то дополнять и улучшать? Такой вопрос мы можем себе не задавать, но технологии не стоят на месте и поток прогресса увлекает нас всё дальше в дебри проходящей послесовременности. Мы вовлекаемся в обволакивающую плёнку, заполняющую окружающую действительность и думаем, что сможем продолжить существование в бесконечных морях пластика, накладывающегося и стыкующегося между собой словно детский конструктор или волшебная скатерть самобранка. Она заполняет пространство наших мечтаний, детских фантазий и несбыточных надежд с тем чтобы они расстыковались с действительностью словно узлы космической станции, существование которой как объединяющего научного пространство больше не выгодно большинству участников или хотя бы одному. И мы готовы тешить себя тщетной надеждой на то, что скатерть самобранка, в которую превращается наш телефон принесёт нам вкусные и аппетитные фрукты и овощи на экране нашего телефона, как будто они уже лежат на нашем столе. Но их нет и не будет, возможно будут прогностические функции у данного дискурсионного множества, но эти прагматические завихрения не будут обладать серьёзным и вдумчивым характером. Это игра эмоций в которых действительность заменена её упаковкой, в которой люди начинают делиться опытом собственной безысходности, запутанности в путах пластикового блаженства, что может показать свою иллюзорность в любой момент и тогда телефон превратится в обычный кирпич, не несущий дополнительных степеней свободы, а равно как не дополняющий действительность взаправду, но всё может измениться, если мы всё-таки попытаемся найти картинкам на экране более смыслонаполненное применение.

Мы можем просто читать книгу и оставлять закладки. Но бумажки не слишком удобны, поэтому мы могли бы наводить телефон на страницу и диктовать или печатать свои наблюдения для строк, которые потом могут синхнонизироваться с электронной версией книги и обратно: заметки и примечания к тексту удобно просматривать наводя телефон на текст без пролистывания до нужного размера концевых сносок. Но книга - довольно сложный объект для существующих технологий дополненной действительности, хотя она представляет собой всего лишь текст, поэтому технологически без привязки к структуре особых препятствий к ограниченному применению технологии нет. Однако возможные сложности с распознанием, особенно если освещение не слишком хорошее или использован нестандартный шрифт. Для начала проводятся разработки более простых технологий, которые лишь устанавливают существенные черты крупных объектов, таких как стены, пол, улица, столы и стулья. Структура этих поверхностей, их жёсткость, температура и свойства пока серьёзно не рассматриваются, поэтому стол, сложенный из маленьких дощечек вряд ли получит в ближайшее время возможность использовать эти промежутки, например чтобы размещать в них газеты или книги, откладываемые на виртуальные полки. С другой стороны подобная технология может перевернуть наши представления о действительности и привнести порядок и системность туда, где раньше был хаос и бардак. Но проблема не состоит в наличии дощечек, а в уровне понимания системы, от которой мы готовы требовать больше, чем в состоянии использовать сами, что можно определить как один из системных парадоксов, которые я предложил в записи дневника. И тогда дополненная действительность оказывается имитацией понимания, которая достигает только тех пределов, которые требуются, а не стремится к очеловечиванию "мышления" электронных устройств. Хорошо, устройства смогут "понять", что геометрия углов видеоряда  свидетельствует о наличии поверхности, но они ничего не смогут понять о кривизне поверхности или о свойствах объектов, которые нас окружают. Вместо признания, что вокруг нет идеальных плоскостей и не стоит к ним стремиться нам предлагается смириться с царством ровных стен и прямых углов в помещениях. Стоит ввести неровные или мягкие стены в помещения и эта технология теряет смысл. Получается нам пытаются навязать цифровой тоталитаризм послесовременности, в котором словно в царстве снежной королевы поверхности сложены из осколков одной большой льдины замороженной абстрактной плёнки постмодернизма? И стоит лишь на мгновение очутиться за пределами города в лесу или поле, чтобы понять, насколько бессмысленных придумываемые сегодня технологии дополненной действительности.

Но тем не менее они разрабатываются и людям почему-то нравятся, не вызывают опасения их ущербность и примитивизм. Можно считать это игрой абстракции и всплеском авангарда на почве нищеты морального бытия, но может быть плоскость - лишь первый шаг в понимании действительности подобно тому, как в географии и физике первыми шагами были представления о плоской Земле и плоском пространстве? И сегодняшние технологии несут большую пользу при грамотном использовании, хотя для правильного применения нужно быть умнее их, то есть разбираться в программировании и научных основах вычислительной техники. Но раз так, то образование должно быть намного эффективней и очень сильно переопределено. Теперь в телефоне мы сможем получить всю информацию о книгах, об одежде и прочих вещах, хранящихся в шкафу. если конечно ранее при укладке этих вещей вы были в очках дополненной действительности или засняли всё происходящее на камеру и у неё достаточное разрешение, чтобы были видны производители и размеры рубашек, названия книг, которые были поставлены во второй ряд. Но достижение этих характеристик - вопрос времени, тогда как другие вопросы пока представляются неразрешимыми в ближайшем будущем: отличие живого и неживого, распознание изменяющихся объектов, например, течения реки или идущего снега, передача эмоций и содержания разговоров, поскольку фактические возможности дополненной действительности вместе с воображаемой (виртуальной) действительности могут быть раскрыты при использовании технологий, обозначаемых сегодня как искусственный интеллект и мышление, обучене вычислительных устройств и систем (в т.ч. англ. machine learning). Но главные вопросы, которые вызывают опасения - это вопросы размещения данных и контроля за подобными технологиями, если они будут созданы и готовы для использования, поскольку они всё в большей степени способны искажать происходящее, неправильно интерпретировать эмоции и слова, которые итак становятся всё больше подвержены текстовому и улыбастиковому влиянию. Когда же люди внезапно увидят на своём экране трёхмерные объекты дополненной действительности, а особенно образы близких им людей, которые будут помещены рядом для ведения разговора, то они будут думать, что это и есть дополнение действительности. Но на самом деле это сильное и обманчивое её искажение, поскольку ни эмоции, ни мысли, ни жесты достоверно таким образом переданы быть не могут. Гораздо достовернее простая видеосвязь, но ей пользуются не так часто, как письмами и сообщениями. И причина здесь в скрытности и стремлении ограничить открытость. Если же открытость будет навязываться репрессивно с помощью дополненной действительности, то и здесь люди захотят представлять в различных образах, аватарах, костюмах и таким образом они будут всё дальше отдаляться от действительности, но не дополнять её.

Будущее в точках?

Технологии дополненной действительности могут существовать в различных формах: либо это множество датчиков, расположенных за пределами одного устройства, либо это одно или несколько устройств (таких как планшеты или телефоны), объединённые в одну сеть. Но сегодня созданные объединяющие механизмы сводятся по сути к установлению отдельных точек или якорей, которые могут синхронизироваться между устройствами (подробнее можно посмотреть, например, на видеопредставлении от разработчиков Гугла "Что нового в дополненной действительности" (англ. )). И точки сами по себе - это хорошо, поскольку они не несут дополнительной смысловой нагрузки, лишь описывая то, что было обнаружено с помощью устройств. Но каким образом из подобных точек может быть создана картина действительности за пределами простейших объектов? Ведь якоря придётся вызывать в коде приложений и таким образом разработчики приложений, а не пользователи превращаются в творцов действительности. Например, может быть создано приложение для совместного рисования, но кисти и параметры краски будут определены разработчиками приложений, а представление получающихся картин будут заведовать творцы операционных систем, на которых отображается совместно созданное полотно. То, что остаётся пользователю - это перемещать телефон в пространстве, находясь в области действия правил словно в трёхмерной игре с установленными правилами. Создание же отдельного приложения всегда будет затруднительно, поскольку основную сложность представляет не собственно разработка, а продвижение различных приложений с тем, чтобы пользователь и его друзья имели у себя на устройствах требуемое приложение. А в мире, где правят иллюзии, развлечения и реклама, а не действительность понятно какие приложения займут основные ниши и списки распространёных и загружаемых. Таким образом, создание барьеров будет подталкивать людей к одной дороге, на которой удобство использования и удобство развлечения будут достигнуты ценой отказа от личного пространства и ограничения созидания действительности правилами игры технологических монстров.

Кроме того, точки и объекты предполагается организовывать в иерархические структуры, в которых одни объекты будут подчинены другим, например, дополненная вода всегда  будет оставаться в дополненной чашке, тогда как понимание в действительности не обязательно подчиняет воду чашке, даже если она в ней находится. Чашка в свою очередь будет стоять на столе и будет подчинена поверхности стола. Но в действительности это стол может стоять для чашки, подчиняясь нашей общей функции. Попытки же правового описания подчинения объектов пока не закладываются в разработку концепций, будучи отданы на откуп  разработчикам. Но исходя из возникающих сложностей мы можем быть поставлены перед фактом использования спущенной нам словно сверху системы как есть, которая подобно общественным сетям только через десятки лет создаст какую-то видимость стремления уважительного отношения к пользователям. Но с дополненной действительностью этого может и не произойти, поскольку правовые и общественные концепции могут сильно отличаться и фактически создание соответствующей требованиям человечности системы потребует превращения программистов в юристов и гуманитариев. Просто существующая среда разработки скорее всего к созданию действительно дополняющей действительность системы не готова. А вместо этого предлагает всё те же устаревшие принципы объектно ориентированной разработки, стремящиеся создать иерархии и системы иерархически подчинённых объектов без какого бы то ни было права пользователей на соприкосновение с действительностью системы, с которой он общается. И даже использование принципов творческих сообществ (англ. creative commons) используется лишь для возможности создания широкого перечня объектов, которые всё так же будут включаться в иерархические перечни и подчиняться отдельным пользователям и программам. Для этого ли нам нужна открытость - чтобы устанавливать бесконечные подчинения иерархической упорядоченности, достигая нового цифрового рабства объектов?

Недействительное сознание

Нам кажется, что мы свободны. Но эта свобода весьма иллюзорна и недействительна. Она почти также незрима, как дуновение первого утреннего ветра над бесконечной поверхностью моря, как прикосновение крыльев бабочки к нашим волосам на пути бега вдоль прибрежных скал, как мерцание звёзд столь больших и столь малых, что мы просто не в состоянии их представить как представить и нашу непрекращающуюся связь с ними по одной из теорий заключённую в связанные со времени зарождения Вселенной запутанные частицы. Если и есть в нас свобода - то она основана на этой ускользающей случайности и неопределённости действия и противодействия наступающих событий, на изменяющихся циклах и непрекращающихся поисках системности на почве бескрайнего и бездонного океана. Но есть и другая действительность возможностей, котора выстраивается вокруг её дополнения через вычислительные устройства, подчинённые алгоритмам. Это пространство довольно велико, хотя в сущности оно закольцовано само на себя в своеобразном гиперкубе высшего порядка который в отличие от вселенной в действительности является даже не плоскостью, а одномерной цепочкой бинарных выражений в виде нулей и единиц. И всё, что мы должны себе представлять, если мы хотим проникнуть в эту действительность - это множество цепочек, обволакивающих и сохраняющих наши действия словно цепи. Они таковы, что могут служить источником для зависимостей, что вполне естественно для их природы. Но эти цепи редко можно рассматривать как основание для освобождения, если только от них не избавиться и не пуститься в путешествие по утреней мокрой траве или к мерцающим галактическим странникам.

Сознание, основанное на псевдодействительности дополнения начинает представляться недействительным подобно тому, как это происходит в видеоиграх. Об этом предупреждают и сторонники развития дополненной действительности: не стоит увлекаться псевдодействительностью и стремиться к полной идентичности, но по другим причинам: из-за того, что зритель всё равно не поверит (на данном этапе развития технологий) в действительность дополнения. Но со временем вполне сможет поверить, по крайней мере в большей части случаев и ситуаций. Подобно тому, как действия искусственных игроков в видеоигре вполне сопоставимы с действиями людей, так, что отличить их не всегда можно (а по неудачности действий не стоит этого делать, поскольку и люди могут запутаться в клавишах и отвернуться от экрана, не увидеть действия команды, равно как и запрограммированный участник, который совершает такие просчёты в силу недоработок его алгоритмической природы). Если всё же псевдодействительность начнёт отнимать пространство у действительности от безобидных предметов мебели и мест для телеконференций до картинных галерей и искусственных экспозиций искусства, игр и жизни в несуществующих пространствах подобно тому, как она обосновалась с построением общественной сети, то это будет признано модным и интересным, начнёт затягивать участников, так что дополнение перерастёт в часть жизни. Точнее жизнь будет заменяться простыми образами и представлениями, создавать новые артефакты на основе действительности и фантазий. В целом же псевдодействительность может стать чем-то вроде огромного фантика для желаемых удовольствий, которые подталкивают людей к поиску нового. Найти же производительную и полезную производственно составляющую может оказаться довольно сложным. Возможно принесёт новые образовательные пространства, улучшит понимание окружающих объектов, показывая для них инструкции и подсказки, например. Но как и с детьми известно, что вычислительные устройства редко когда способствуют обучению до определённого возраста. Да и после часто несут больший вред, чем пользу для обучения, отвлекая, а не вовлекая учащихся. С дополненной действительностью положение лишь рискует усугубиться, если не будут созданы конечно новые пути и иные воплощения действительности, построенные в некотором смысле в противовес послесовременности и вопреки привычной эргономичной утилитарности окружающих и переносимых устройств.

К новой действительности

Некоторую пользу может принести дополненная действительность тем, что люди начнут больше двигаться, используя искусственные объекты. Конечно, рыбалка из существующего только в телефонах пруда гораздо гуманнее рыбалки с настоящей рыбой (а тем более охота), но вряд ли такое времяпреровождение можно связать с каким-либо смыслообразующим опытом. Попросту жизнь людей моежт превратиться в бессмысленную игру, в которой досуг представляет собой развлечения. Но всё же люди могут начать двигаться и найти некоторые смыслообразующие направления деятельности даже в играх, как это было с известным приложением, в котором люди гонялись с телефонами за появляющимися то там то тут чудиками. Возможно бег с рядом бегущим  виртуальным спортсменом, тренером, который будет смотреть за правильностью движений с телефона друга со стороны или из очков дополненной действительности принесёт некоторый прогресс, но для этого потребуется соответствующая интеллектуальная технологическая  база,  которая позволит давать полезные, а не вредные советы и улучшать жизнь. А это означает и формирование иного сознания. которое будет само дополнять действительность и осмыслять происходящие дополнения, иначе дополнением может перерасти в искажение и подмену. Это ставит вопрос о развитии сознания и о том, куда он идёт, поскольку дополненная действительность готова стать своего рода переворотом на этом пути.

Прогресс действительности - изменение сознания (под (гу)углом)

Прогресс действительности существования человечества можно рассматривать как процесс продолжающий естественную эволюцию. Но человек со своей деятельностью действует по иным принципам и действует таким образом, что способствует не развитию природы, а шестому вымиранию. Конечно и вымирание - признак преображения, но оно уже зашло слишком далеко. В искажении действительности человек искажает и собственное сознание и культурное пространство цивилизации. И всё лишь благодаря стремлению к прогрессу и казалось бы совершенству, ренессансу и футуризму. И даже машинные технологии во многом основаны на том, какие действия ожидает пользователь, на том, как изменяются и эволюционирую приложения и системы. И вся цифровая цивилизация похожа на своего рода дополнение прежней действительности, а стремление к формированию нового органа управления, заменяющего привычный головной мозг. Но эта цивилизация в действительности всё дальше отдаляется от самой действительности, от природы и многообразия цветов, пусть даже технологии позволяют отобразить на экранах всё больше цветов и создать ощущение достоверности. Но ощущение достоверности заменяет действительность так, что возможно её дополнение, так, что словно ток начинает бежать по рукам и глазам, опоясывая и увлекая нас в сетевое пространство.  И всё же культурное измерение именно через дополненную действительность не будет способствовать прогрессу культурно-языкового пространства сознания. И причина тому - сосредоточенность на углах, сужающих и замедляющих многообразие сознательной деятельности.

Ранее я предложил представление об углах как основе построения привычных систем, по крайней мере для их видимости. Исходя из укоренённости такого представления в повседневном сознании и мироощущении основанность технологий дополненной действительности на попытке установить ровные поверхности и углы между этими поверхностями вполне естественна. Объекты предлагается размещать в рамках привычных поверхностей. Если же сами поверхности являются неровными, то их искажения скорее станут основой для предположений приложений дополненной действительности об искажённости самого пространства чем предметов, расположенных в нём. По сути, следовательно, такое дополнение является дополнением иллюзорности и конструктивичности угловатых и блестящих представлений послесовременности и послесовременизма. Но эти дополнения по своей сути похожи на дополнения культуры, которые я рассмотрел в рамках концепции культурного прагматизма. Изменение частей собственного тела, такое как цвет волос, выглядит точно так же, как и изменение действительности при её дополнении на экране переносного устройства. В самом деле, приложения дополненной действительности предлагают изменение цвета кожи, волос, аксессуаров и окружающих предметов. То, что этих изменений не происходит в самой действительности, совершенно не должно смущать пользователей технологий дополненной "действительности", поскольку изначально их иллюзорное сознание не подвергается в этом смысле дополнительному искажению. Более того, абстрактные и культурные представления людей являются естественным отличием параллельного конструирования действительности с использованием принципа абстрагирования. Сами культура и язык как фундаментальные столпы храма человеческого общества зиждятся на основаниях абстрагирования и создания несуществующей действительности. Как бы мы ни рассматривали язык - как рассказ или как систему - он отличается от действительности как таковой, причём как от внешней, так и от внутренней. Калибруя нейронные системы и настраивая функционирование зеркальных нейронов, мы продолжаем существовать где-то в ином измерении отличном от инструментализма применения абстрактных отображений. Но если наше сознание в конечном итоге - большая калибровочная машина, постепенно подстраивающаяся под действительность - то само представление об углах и ровных поверхностях для неё создаёт естественную среду упрощённого восприятия, но от этого не менее абстрактного. Проблема для сознания, которое стремится словно ленивый человек лечь на диван и не упражняться, не покорять вершины, то есть не воспринимать мир в его многообразии форм, а стремиться к плоскостям городов и комнат, определённых и ограниченных углами, состоит в том, что оно встаёт на путь, который философы называют ignava ratio (лат. ленивый разум). И как раз это и не способствует тому, чтобы считать обугленность действительности шагом в сторону прогресса в его расширенной трактовке. А в его расширенной трактовке он означает не только нанесение ударов топорами по деревьям и получение ровных угловатых досок, но и выращивание домов, изменение кодов развития и обретение гармонии с природой. В этом смысле технология дополненной действительности является одним из элементов такого представления, но только не в том виде, в какоме её готовы использовать сегодняшние пользователи сетей, всё также уставленных углами словном местами ссылки для множества сознаний.

Также

О проблемах конфиденциальности данных и личном пространстве в связи с распространением технологий дополненной действительности читайте также в моём дневнике.

Также по теме моя запись об углах в окружающей действительности.

Категория: Общество и люди | Добавил: jenya (2019-01-08) | Автор: Разумов Евгений
Просмотров: 817 | Рейтинг: 0.0/0 |

Код быстрого отклика (англ. QR code) на данную страницу (содержит информацию об адресе данной страницы):

Всего комментариев: 0
Имя *:
Эл. почта:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Лицензия Creative Commons