Где-то высоко летит Луна. Она всего лишь подобна мотыльку или летящему огненному шару. Если мы отвлечёмся от абстракции, то и в самом деле не будет никакой разницы. Мы не могли подняться даже до летящих птиц до недавних пор, однако как только изобрели первые средства для полётов сразу же задумались о далёких мирах. В основе таких различий - мышление по аналогии. Либо мы видим аналогию в летящих шарах и искрах от костра, либо в абстракциях представления пространства, которые ещё могут поменяться несколько раз к моменту нашего достижения звёзд.
Но такая аналогия выглядит как нечто большее, чем простая ошибка восприятия. Это как если бы мы думали об аналогии о всём, что есть внутри нас, о всём, что мы можем представить снаружи. Ведь мы не думаем о сходствах, мы их можем лишь воспринимать. И всё что важно в этом случае - это граница которую мы проводим. Граница и придаёт видимую значимость нашим и не нашим мыслям, нашему воображаемому небу, близкому или далёкому. Граница нашей фантазии - это продолжение мыслительного неба возможного технического прогресса. Но художественный прогресс - это возможность представить светящуюся Луну, смотреть на летящие искры, улетающие куда-то к ней, а не только ощутить тысячи тонн сгорающего керосина. Возможно - в будущем это возможность ощутить силу, которая заключена внутри атома и может быть выплеснута, а не разбрызгана и не обрушена. Но впрочем Землю менее всего следует превращать в лабораторию, ведь это слишком высокорисковое предпри
...
Читать дальше »