Превышение должностных полномочий стало вполне расхожим понятием, которое, правда, применяется в сознании преимущественно к ограниченному числу групп людей и в ограниченном количестве ситуаций, а именно к официальным должностям, когда занимаемые лица нарушают установленные для них полномочия в виде прав или осуществления функций, причём предполагается наличие злого умысла. Например, чиновник может недобросовестно распорядиться имуществом, «закрыть глаза» на нарушения, а может и перестроить всю работу как ему вздумается или как удобно. Но мы возьмём шире само чувство превышения и несоответствия как любой переход через границы дозволенного, определённого в общественном смысле, а также и в смысле значения природной среды, как только мы перейдём за границы самого общества, а мы рассмотрим превышения от внутренней среды человека до самых границ вселенной и за её пределами.
Прежде всего можно превысить сами границы, поскольку нужно пытаться их установить. В некотором смысле сама эта операция установления определения окружающего и внутреннего уже операция превышения, поскольку мы говорим об общественных границах, которые уже существуют, но как только мы добавляем к операции измерения границ самого измеряющего границы субъекта или шире любое возможное бытие (от насекомых до роботов), то сразу же само точное измерение становится невозможным. Это известная проблема, с которой столкнулась философия XX в. и она проявлялась как в невозможности проведения точных измерений, так и в невозможности определить систему всех систем, поскольку пришлось бы добавлять новые системы до бесконечности. На первый взгляд этот вопрос кажется несколько праздным, и он может быть таким на границе океана или пустыни, но в системе, состоящей из мыслящего субъекта или в малых группах подобное установление непосредственно и вызывает превышение полномочий. А если учесть, что разнообразные мировые (политиков, держав, организаций) и местные системы (деревень, городов) обычно укрупнённо рассматриваются как состоящие из малого числа членов (то есть как малые группы), то в общественно-политическом, да и хозяйственном, смысле именно неопределённость определения границ и вызывает возможность превышения. Часто действующим лицам кажется, что они мудрее и имеют некоторые неявные права на распространение своей воли на окружающее пространство в противовес другим действующим лицам, что они делают вполне сознательно и можно даже сказать честно. Сложность определения того, где находится граница областей необходимого действия и бездействия развязывает руки практически любому действующему лицу или группе, склонной немного пофилософствовать и написать свой кодекс этики. К чему это ведёт история слишком хорошо знает, но парадокс заключается в том, что от этого установление границ не становится более ясным, хотя в нашем распоряжении заповеди, подобные «не навреди» и «благими намерениями устлана дорога». Секрет может быть заключается в необходимости постоянного взаимодействия и обновления границ, подчас этот процесс не лёгок, подчас изменение границ вызывает борьбу и плохие чувства, но общество как мировое сообщество подарило людям возможность итеративно приближаться к неуловимым областям собственных возможностей.
Чтобы было понятнее о каких границах идёт речь, поговорим о возможных областях, где возникает превышения. Внутри самого себя люди борются «с самими собой», а значит устанавливают границы, но часто одни функции берут верх, например, физиологические, и тогда другим приходится пресмыкаться. Не вдаваясь в возможные описания структурности и системности личности здесь можно отметить, что избегать злоупотребления полномочиями поможет разнообразие внутренней жизни ясность оценок (когда-то нужно прислушаться к мольбам усталого сердца, когда-то не поддаваться на позыв ног к ленивому лежанию). Злоупотребление в малых группах, например, в семье, в коллективе, в компании достигается путём присвоения некоторыми участниками себе некоторых прав путём своеобразного самозахвата и уловок и последующего использования сложившегося положения. Против этого поможет выход из соответствующих групп или выведение на чистую воду согруппников, профилактикой же является обсуждение и открытость диалогов. На более укрупнённом уровне основные примеры и возможные средства слишком хорошо известны, это действительно чиновники и реализация ими функций на местном уровне. Пока государство представляет далёкой абстракцией здесь и сейчас появляется возможность получения выгод, а значит ничего не мешает подписать документ и сделать то, что никто не заметит, а если и заметит, то должны промолчать. Здесь также проведение обсуждений, раскрытий и изобличений может быть хорошим средством противодействия, хотя проблема повышения открытости данных упирается в разнообразие самих данных и сложности законодательства. Как говорится, упрощать нельзя, но стандартизировать обязательно. Есть и более крупный уровень: крупные организации, сообщества, государства, международные организации, где также превышение имеющихся полномочий происходит постоянно. Вообще говоря, если бы государства и организации соблюдали права, то другим бы тоже не приходилось их нарушать, но проблемы на этом уровне столь серьёзны, что единого мнения выработать не получается, а кроме того правовые системы различаются, а значит нарушения просто требуются самой природой этого уровня. Мы видели, что нарушителями могут быть как внутренние части людей, так и отдельные люди, могут ими быть и группы, организации и даже целые государства, но кроме этого нарушителем может быть и всё человечество.
В случае человечества в целом нарушения происходят практически с каждым шагом каждого человека: ведь ходит большинство по асфальту или брусчатке, а это отнятая у природы территория: занимая территорию земли люди всё больше и больше превышают полномочии человечества, ставя весь животный и растительный мир своими шагами под угрозу исчезновения и фактически уже приведя его к необратимому разрушению. Нарушения в этом случае предотвратить сложнее всего, ведь в сознании людей нет надзорных органов, которые бы следили за планетой в целом, поэтому людям и группам людей кажется, будто они могут нарушать всё, что угодно. Да они и не задумываются, что самой своей жизнедеятельностью они что-то нарушают, поскольку потребляя ресурсы в обществе они участвуют в разрушительной его деятельности. Решением может быть бегство от цивилизации, но в этом случае сегодня это не самый лучший выход, а также и стремление к изменению общества. Изменить мнение и сознание всех людей на земле не просто, но, например, если бы в экранах показывали не всё время только заставки с продуктами питания, и не обсуждали только внутренние склоки между группами людей, то мы могли бы продвинуться в искоренении превышения полномочий и границ значительно дальше. |