Ранее я выступил с предположением об отмене права в его существующем практическом смысле в случае включения в область права помимо регулирования интересов личной выгоды людей также и интересов окружающего мира. Можно сказать, что такой вывод согласуется с определением всеобщего законодательства в Критике практического разума Иммануила Канта, поскольку согласно его взглядам всеобщая законодательная форма должна быть применимой ко всем разумным существам. Если мы наделим по крайней мере животных способностью к разумному мышлению и обращению к свободной воле (а Кант упоминает о такой возможности), то мы получим основания для построения теории всеобщего природного права. Действие других природных систем по сути также можно рассматривать как наделённые этими способностями, хотя это более спорный вопрос, но все же само их сосуществование рядом делает их сходными и неотделимыми, похожими на общество в нашем понимании. Также и сами законы природных систем определены стремлением к гармонии, равновесию; и если и существует закон внутри нас, то мы его подсмотрели в этих системах, которые считаем неодушевлёнными.
Итак, всеобщее право возвращает нас к необходимости включения природы в область субъектов права, но наделение животных функциями субъектов (которые будут защищать свои интересы) не всегда возможно. Например, некоторые горы и ледники практически необитаемы, но значит ли это, что у нас появ
...
Читать дальше »