Встретил в одной из рекламных сверхконцепций псевдопротивопоставление, гласящее своим невидимым психоглазом, что дескать реклама врёт, но не всякая, цифры не врут. И как всегда раз сказано, что что-то отрицается - надо понимать это обратным образом. Ведь конечно же цифры не врут, но врут те, кто собирает и обрабатывает цифры, Цифры - как раз такой удобный инструмент, который кажется достоверным и правдивым, а на поверку оказывается совершенно неверным. В этой связи в рекламе "рисование" цифр принимает своё прямое значение: цифры (а точнее числа) могут быть придуманы, приукрашены, стёрты и изменены, растворены в красивых словах и графиках (графики представляют особую форму украшательства - заявляемо более объективную, чем тексты, но ведь мы все знаем насколько график можно "подрисовать").
С другой стороны даже самые "честные" числа не могут быть правильными и достоверными, для чего есть множество причин: искажения времени и пространства, методы сбора и наблюдения, условные общественные категории и действия людей. В действительности есть только одно важное измерение - пространственно--временное, которое выражается в достаточно достоверных числах применительно к обычной человеческой деятельности. (Но с другой стороны много ли мы знаем и о них, о том как они живут и куда текут?). Объекты действительности представляются через органы чувств. Язык возникает через принцип абстрагирования в нашем мышлении. Мы даже может быть считаем слова, звуки, вводим ритм и нуждаемся в ритме нашей жизни. Этот внутренний ритм мы можем измерить и обсчитать. Но представить жизнь людей, общества в числах - это совсем иное, это попытка померить длину пути рулеткой, попытка измерить количество поступающих микроэлементов и витаминов, наконец, попытка представить в рекламе влияние товаров и услуг через цифры. Вообще говоря товары, работы и услуги - весьма условные представления о действительности, которые со временем необходимо пересмотреть, ведь на товары нет точного права, также как и на землю и недвижимость, а работы и услуги - это лишь небольшой уровень представления от того, что осуществляется фактически, от наших мыслей, движений, действий, восприятий и представлений, от изменения производственных объектов и опыта. Но даже если мы уверены, что мы можем посчитать количество товаров или услуг, то это лишь оттого, что мы боимся посчитать количество мыслей и действий, которое мы неявно осуществляем, но которое слишком сложно, чтобы выводить его на поверхность сознания. Поэтому углубление на уровень чисел и действий всегда сродни психоанализу, который как известно нужно осуществлять бережно и не навредивши. Но вот сколько вреда приносит противоположное бездумное распоряжение цифрами и непрерывная подстановочность, влекущая в волшебный мир простоты и волшебства маркетинговых заклинаний, от которых, конечно же продажи растут на ХХ процентов, а 20 процентов "усилий" (конечно же бережно и кропотливо собранных в товаре Х) приносят 80 % "результатов"?
Мы научились считать время и смирились с тем, что годы идут. Мы знаем о том, что сменяются дни и ночи и записываем все эти изменения. Мы предполагаем, что они продолжатся и всякий раз когда кто-то говорит, что это знание не абсолютное, мы паникуем с криками "конец света!". Но любое знание не абсолютно, цифры же вызывают у нас особый трепет, ведь мы представляем себе всю жизнь как числа, все расстояния и дороги - как километры, квартиры и дома - как число комнат и кубометров воздуха. Мы используем числа и думаем, что начинаем владеть тем, что обозначаем ими. Но нам стоит присмотреться к дельфинам или чайкам, что живут и поют песни в среде, считают и исчисляют её, но не присваивают. В любом случае ещё один год проходит и планета оказывается на той же точке воображаемой орбиты, что и в прошлом году. Солнце летит дальше, а мы продолжаем верить рекламе, которая вводит ложные противопоставления и использует проверенные схемы. Но это часть теории подстановок - ведь математика должна быть ещё более схематична, чем естественный язык, точнее схемы в ней более концептуальны. История появляется благодаря летоисчислению и записям, может быть мы их стали делать слишком недавно, чтобы углубляться в повседневности до их построения, но ведь мы можем заблудиться и в трёх соснах, тогда как в рекламных числах мы потеряны навеки изначально. Конечно, это не проблема математики, но и в ней она признаётся, когда говорят, что математика - самая неточная наука. Может быть потому, что всё, чем она занимается - измеряет свою неточность и неточность всего окружающего. |