Пока две статьи, стремящиеся к раскрытию различных подходов к явлению языка и речи: "язык как рассказ (и история)" и "язык как система", участвуют в заочном рейтинге прочтений, как и ответвление на основе литературного анализа, устремлённое к поиску идеала красоты, я с лёгкой руки (а точнее двух, приложенных к клавиатуре) ввёл в оборот несколько новых слов, таких как сонесогласне и кондиссенсус и сонесохранительство (кондиссерватизм), как и собственно диссерватизм, призванный дополнить в паре крайностей явление консерватизма.
Тем временем я предложил также различные иные трактовки и возможности для рассмотрения: язык как пустыня, совсем не оригинальный, но всё же в ином прочтении язык как структура - и её частное воплощение - формализм. Были рассмотрены и другие вопросы, например, теория подстановок позволяет говорить о языке как подстановке, наблюдение и удивление - также чем не язык?
Но конечно, самым весомым дополнением к рассмотрению языка как системы можно считать изучение принципа абстрагирования, хотя он скорее показал ограниченность такого восприятия. История же раскрывается в пространстве и во времени, ибо что такое история, если не образ жизни (кстати об образе, его беспорядочности и холодильнике речь зашла также). Наконец, на примере науки и её языка была показана возможность рассмотрения языка и как истории, и как деятельности, и как института и даже как силы, искусства, веры.
На этом, думаю, тему языка можно считать временно закрытой, но исследования его применения и развития продолжатся, ведь нужно ещё изложить несколько недорассказанных историй и создать немало полезных и красивых систем. По крайней мере, можно прийти к заключению, что язык в различных своих проявлениях не имеет очевидной крайности, которая бы была ему противоположна, но напротив он сам соткан из различных крайностей и извивается словно лента, стремясь и стремясь в нескольких направлениях, хотя часто и однонаправленных. Кто-то посчитает это многомодальностью единого языка, другим же видятся совершенно различные языки. И действительно, языки и людей и животных и природы весьма сильно отличаются, но вот разве может быть различие в умении слушать и слышать друг друга? |