Разделы дневника |
События
[12]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
|
Общество
[51]
Рассуждения об обществе и людях
|
Мир и философия
[53]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
|
Повседневность
[49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
|
Культура и искусство
[28]
|
Системы
[18]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
|
|
Календарь |
« Ноябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Главная » Мир и философия
Отобрать и классифицировать афоризмы о науке, которые бы соответствовали действительности, подтолкнуло замечательное утверждение великого советского прикладного математика и академика Мстислава Келдыша (1911-1978): "Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир". Итак, наука как сила? Можно только подчеркнуть, что необходимо, чтобы эта сила оставалась движущей силой деятельности людей, а не машин. И не случайно, ведь это высказывание имеет корни в утверждении, приписываемом Фрэнсису Бэкону (1561-1626), английскому философу, которое знают все и которое будет пожалуй самым лаконичным в сегодняшнем обзоре: "Знание сила". К развитию этого взгляда с Туманного Альбиона в XX столетии мы вернёмся далее.
Но здесь же мы можем привести отрицание науки как морали, но если она не является моралью, является ли наука истиной?
Научной морали быть не может; но точно так же не может быть аморальной науки.
Анри Пуанкаре (1854-1912), французский математик и физик
Значит, мораль науки определяется философией науки? Хотя эта философия становится довольно запутанной. Но всё же литераторы и философы имеют что ответить:
Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им дает.
Фридрих Шиллер (1759-1805), немецк
...
Читать дальше »
|
Где-то высоко летит Луна. Она всего лишь подобна мотыльку или летящему огненному шару. Если мы отвлечёмся от абстракции, то и в самом деле не будет никакой разницы. Мы не могли подняться даже до летящих птиц до недавних пор, однако как только изобрели первые средства для полётов сразу же задумались о далёких мирах. В основе таких различий - мышление по аналогии. Либо мы видим аналогию в летящих шарах и искрах от костра, либо в абстракциях представления пространства, которые ещё могут поменяться несколько раз к моменту нашего достижения звёзд.
Но такая аналогия выглядит как нечто большее, чем простая ошибка восприятия. Это как если бы мы думали об аналогии о всём, что есть внутри нас, о всём, что мы можем представить снаружи. Ведь мы не думаем о сходствах, мы их можем лишь воспринимать. И всё что важно в этом случае - это граница которую мы проводим. Граница и придаёт видимую значимость нашим и не нашим мыслям, нашему воображаемому небу, близкому или далёкому. Граница нашей фантазии - это продолжение мыслительного неба возможного технического прогресса. Но художественный прогресс - это возможность представить светящуюся Луну, смотреть на летящие искры, улетающие куда-то к ней, а не только ощутить тысячи тонн сгорающего керосина. Возможно - в будущем это возможность ощутить силу, которая заключена внутри атома и может быть выплеснута, а не разбрызгана и не обрушена. Но впрочем Землю менее всего следует превращать в лабораторию, ведь это слишком высокорисковое предпри
...
Читать дальше »
|
Бывает время проходит незаметно. Бывает оно опаздывает. Можно долго твердить, что оно не пришло, а оно тем временем убегает вперёд. Время - это просто наши шаги, расположенные по действительности, будь то созданные нами часы или колебания волн в наших мыслительных центрах. Поэтому это всего лишь иллюзия и нельзя сказать о нём ничего определённого. Но столь же неопределённо и пространство нашего восприятия. Между тем мы рискуем предполагать и знать то, что нас ожидает, заглядывать в прошлое и в будущее себя и окружающего. Кому-то кажется это невозможным, кто-то верит в непоколебимую силу науки и человеческого разума. Порой людей заносит слишком далеко и они увлекаются романтикой. Всё что, мы должны сказать - что время рассудит и расставит все точки и запятые. И коль скоро мы делим время на отрезки, то мы учимся соизмерять и описывать действительность. Но самым большим вызовом действительности можно назвать попытку управления временем.
Управлять проще всего простыми системами, хотя бы песочными часами. Вот они идут в одну сторону, а потом в другую демонстрируют практически неизменную силу гравитации. И практически неизменный ход времени. Между тем мы знаем, что время может останавливаться при достижении достаточно высоких скоростей. И мы стремимся мыслить о них и о значении его течения. И всё же мы стремимся управлять им, ускорять и замедлять в рамках собственного сознания как если бы мы управляли световым потоком, разгоняли и замедляли его. Мы можем управлять
...
Читать дальше »
| |
|
|