Разделы дневника |
События
[12]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
|
Общество
[51]
Рассуждения об обществе и людях
|
Мир и философия
[53]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
|
Повседневность
[49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
|
Культура и искусство
[28]
|
Системы
[18]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
|
|
Календарь |
« Ноябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Главная » Мир и философия
Когда выпадает снег, он работает словно фильтр в объективе технологического зрения, подсвечивая собой то, что вчера казалось таким обыденным и неразграниченным. Кто-то называет это сказкой, кто-то мечтой, кто-то берёт лопату и превращает его в горы или грязь, а кто-то видит всё это каждый день как повседневность и без дополнительных эффектов. Вопрос о том как мы различаем сам дискурс и видим ли мы его не решает саму проблему его наличия и преодоления. Тем не менее, с тех пор как массовая обработка изображений с помощью технологии машинного обучения стала ключевой юридической проблемой (после(после))современности и простая обработка снегом происходящего наталкивается на правовую неразграниченость человека, машины и природы. Можно ли взять и увидеть изображения и создать с помощью них некоторое произведение (технически, машинно) как это делает человек, который идёт по улице или читает книгу (или видит киносон, а может и всю игру «человек-человек» или «пастух-стадо»)? Сейчас это можно сделать с тем, к чему не была приложена рука человека как творца, что по существу придаёт юридическим и технологическим вопросам неотъемлемый эстетический подтекст, который может быть рассмотрен в рамках некоторой общей теории эстетики. Обработка с помощью человеческого мозга обнаруживает себя в привилегированном положении, тогда как всякая технологическая обработка
...
Читать дальше »
|
Если один режим дискурса связан с принудительными разграничениями, такими как разграничение режимов правления или образами мышления, то другой — с обозначениями расслабленности. Неразграниченность можно усмотреть в самом человеческом действии с одной стороны как охотника и собирателя, а с другой стороны как отдыхающего, похожего на спящего хищника, но такого как домашняя кошка, который уже был вытеснен из сферы природы и превращён в продолжение человека или человеческого дискурса в особенности (особенно когда кошка породистая). Поэтому смотря на спящую кошку как на неотъемлемую характеристику жизни цивилизации мы в принципе смотрим и на саму деятельность человека как на практику, определённую дискурсом современности. Этот режим расслабленности остаётся неразграниченным и ему не требуются разграничения как и нацеленность на действия, тем не менее это не собственно бездействие — это именно неразграниченное действие. Поскольку и заведение домашнего животного само предполагает некоторую направленность и такое действие вписано в картину происходящего, то и всё дальнейшее не является бездействием самим по себе. Это может быть впрочем отчасти так как с теми занятиями спортом, которые частично определяются устремлением человека, а частично — дискурсом физической культуры и здорового образа жизни (здесь понятна разница для правления человека или группой, но подобным образом на уровне гос
...
Читать дальше »
|
Город давно был захвачен ими. По аллее не пройти: приходится обходить. И в домах поселились и чувствуют себя как хозяева. Всё что есть полезного, все пересечения и переплетения — всё для них. И даже внутри притворство красоты само служит во имя бессмысленности, когда скрывает видимость и затемняет ясность. Нет, к сожалению это не цветы и не дети и даже не совсем формы жизни или техники. Можно назвать их проявлениями дискурса, но это лишь представление для послесовременнизма. В каждой движущейся собаке как в мишени сливаются прагматика с поверхностью китча, так же как и в навеки замерзшим садовом гноме и не случайно они слишком часто не просто похожи друг на друга, а идентичны по своей морфологической структуре. Кошки казалось бы не делают ничего кроме как отвлекают окружающих от их бессмысленного существования с тем чтобы они могли забыться скорее в теплоте чуждой жизни, чем в беспечности своей. Но это жизнь. А что касается техники — как транспортных средств так и производительных сил, — то в них лишь образ прагматики остаётся как функциональная привязанность, которая между тем ни к чему не привязана, а движется сама по себе, повинуясь легенде о вечном двигателе. Так чуждо чувствовать себя своим в этом транспортным дворце как будто в нём люди нужны только чтобы быть украшением этим монументальным глыбам, а не быть больше собственной жизнью. Отэтого и электрический свет растворяет своей неумолимостью стремление человека больше не
...
Читать дальше »
|
Абсурд стремятся показать как часть видимости и пересечений, отсылающих к истокам театральности и ритуальности, но он же служит соединённости самих художественности и областей бытия, уровней действительности. И когда транспортные дворцы предстают в окруженности абсурдности противоречия с неукрашенными тоннелями, то текучесть выходит на первый план как наблюдение за потоком, за тем, что послесовременность так упорно стремилась скрывать и отчего люди отводят глаза в скуке, но что неотвратимо растворяется в движении: серостью бетонных закруглений, раскрывающихся дверей и вездесущих проводов. Остановка в её постоянстве есть противоположность художественной изменчивости, системности, поэтому она должна непрерывно выступать лишь промежуточным образом видимости, которая обозначением уже создаёт невидимость как отсылку к необозначенности. И абсурдность достигает здесь возможности не просто приспособиться или найти метазначение, а приоткрыть театральные завесы повседневности, проникнуть в возможность преобразования видимости в невидимость, достичь непрерывной прерывности, абстракции конкретного, словом всего того эстетического, что никогда не может и не должно быть выражено, но всегда выражается.
Итак, стоит остановиться у края видимости, у этой незримой эстетической категории, которую Теодор Адорно связывал с переходом от романтизма к модерну. И она во многом остаётся непонятной и непереосмысленной и до настоящего времени, поскольку сам этот переход в связи с начавшимся ра
...
Читать дальше »
|
Всё начиналось с икры: она была мифологемой невидимого сознания. «Икра» имитированная из водорослей — это всего лишь один шаг на пути к молекулярной пище, «я» и мир в этот момент могут окончательно стать технологемами (но я её не ел, поэтому образ скорее передаёт состояние её нахождения в холодильнике и потребление другими). Икра сохраняет лишь свой образ, который становится фетишизированным товаром, а с другой стороны у неё уже ничего нет естественного и она совершенно неорганическая по своей сущности. То есть водоросли может быть в некотором смысле всё ещё органические (возобновляемые и не несущие при своём израстании и добыче вреда природе), но онтологический разрез водоросли — это не имитированная «икра», поэтому водоросли в данном случае не считаются сущностью знака. «Икра» становится чистым знаком, который способен заменять другие враждебные человеку сущности и эта форма замены ухудшена, потому что она не очевидна, она создаёт неразоблачимую иллюзию. Это всё равно что покрасить спаржу и думать, что это «мясо». Мясо конечно будет спасено, но чистоты питания это не прибавит. И так человек может мудро управлять самим собой пока не окажется, что все ограничения иллюзии нанизаны на одну бездонную технологему.
Когда-то я писал о ногомяче и электроглазе, и теперь после начала изучения пластов
...
Читать дальше »
|
Несколько дней назад я начал слушать книгу про нахождение на космическом лагере подготовки, где царила полная тишина, которая сопоставляется с озвученностью жизни на Земле. Звук действительно можно рассматривать как некоторый ключ к мифологемам, поскольку язык сам как технология установил изначальное символическое отдаление от природы. В чём тогда состоит развитие, если речь может быть озвучена только машинным голосом — нужна ли такая речь или вся сущность одомашнивания животных также была в соединённости словесного и несловесного, позволившего и собакам освоить основы мимики, которая отличается от волчьей. Но человек склонен видеть скорее команды и слова — в этой технологеме речи и психология развития часто повторяет некоторые внушения как губительные мантры-послания, отдаляющие и человека от животных, и «человека» от человека.
Если кратко — то технологему я предлагаю использовать как аналог мифологемы, но не для общественного, а для технического пространства. Воплощением мышления в технологемах выступает и фантастика, сводящая представление о мире к представлениям об иной технике.
Интересно, что психология саморазвития может разоблачать саму себя. Пожалуй это ещё не критическое мышление, но уже некоторый путь на дороге анализа мифологем. Так, доктор и клинический психолог Ребекка Рэй
...
Читать дальше »
|
Когда-то у меня была мечта. Мечта наблюдателя. Мечта состояла в том, чтобы увидеть лес что называется с высоты птичьего полёта. Увидеть конечно «вживую», ведь на экранах такие представления представляются часто. Уже в детстве я рассуждал о бесконечности мира и абсолютной относительности, поэтому возможно в этой мечте выразился очередной протест против симулякрения и омифологемивания всего окружающего. Изображения лесов служат отображением знаков-изображений или иконических знаков и знаков сопоставления (индексов): это изображение панорамы бытия природы в образе красоты и это же сопоставление с внутренними образами. Здесь сложнее увидеть культурные связи с природой, но можно ощутить всю проникновенность пейзажного жанра, украшающего не только стены, но и позолоченные рамы обиталищ человека. Может этот образ — есть нечто весьма человеческое и нечто более человечное как то человечное, что можно встретить в заботе одних животных о других, даже если они иного вида. Этот образ единства видов, который человек возможно утратил уже много тысячелетий назад, связав своё бытие с мифами и алтарями. С другой стороны, это можно приписать равнинной местности, где я рос, на которых подобных земных напластований не наблюдается. Картина иной организации жизни и стремления к событию наблюдателя над природой и природы вокруг говорит о многом.
Может быть с тех пор стремление к наблюдению вылилось в понимание понятия «картины мира». Если смотреть с высоты на
...
Читать дальше »
|
Как бы мы скептически не относились к разнообразным теориям общественного времени и пространства, но то время, которое течёт в нас определённо отличается от того, что течёт вокруг нас, на безжизненных планетах. И причиной тому не только ритмы, которые управляют мозгом словно вычислительным ядром, а скорее сама способность к планированию и изменению дат. Например, можно планировать создание содержимого или изучение некоторого материала и даже если часть творческой и познавательной деятельности будет осуществлена в другое время, всё равно у содержимого будет некоторая дата создания. И дело во многом здесь в кодах и текстах: один текст будет похож на прошлое, другой предвосхищать будущее или быть зацикленном в несловесной модальности происходящего. Так отдельные знаки связывают нас с прошлым временем государственных переворотов, по итогам которых был утверждён алфавит, а может быть и с более древними временами появления болгарских мессионеров, а может быть и с возникновением общего славянского, германского, кельтского или англо-саксонского языка. Или ещё в более далёкие времена, когда предполагается наличие некоторого индо-европейского или предшествующего ему прародителя, практически канувшего в лету, но всё ещё присутствующего в сходстве большинства звуков, произносимых на этом и некоторых других континентах. Если брать более крупные образования в смысле пространственного (топологического) размещения, чем знак (то есть семантические, синтаксические, грамматические структуры
...
Читать дальше »
|
Если на цифровых полях кругом расположились воронки привлечения внимания, то это уже должно означать, что мы находимся на поле войны, по которому бьют новые артиллеристы — влиятели. И в разгар эпохи современности — во время мировых войн — средства воздействия играли важную роль. Но тогда массовость отдавала по некоторым причинам предпочтение субъектной, а не объектной онтологии и как это ни странно, но и техника и материалы зависели скорее от воли, чем наоборот. С приходом же сетевой электронности и неопознанности невидимого влияния несебяшности себяшки оборачиваются пустыми картинками и посланиями без адресата, в которых адресаты сливаются в непоколебимом порыве к завершённости субъектного дискурса. И подавленность опредмеченного блуждания точек на площадках похожа на заблуждающихся людей на площадях, становящихся угодниками объектов собственного безумства. Социальная направленность не несёт исхода к новому свету, но сама маячит неизбежной апостериорностью данной в прагматике дней действительности без абстракции, воображения и трудо-счастья. В итоге человек лишается и лица и поприща и имени и даже единства, впрочем он способен обретать объектную целостность, распластавшись на площади безумства. Несколько вымученным выглядит взгляд вокруг, ибо он зациклен на квадрат, но на войне принято спасаться, лёжа в воронках, пока стрелы небытия несутся из одного угла экрана в другой. Также и между ушами и руками рождается разряд сделать больше в меньшее, словно бы н
...
Читать дальше »
|
Если исполнение стандартов джаза похоже на попытки пройти через плёнку послесовременности или по крайней мере заставить её принять идеальные формы трансцендентальной эстетики, то некоторые другие жанры конечно стремятся её пробить. Но она слишком прочна и возможно лишь её растяжение или преломление в вычислительной действительности 3 порядка способно наконец создать пространство, которое освободит джаз из удушья и нарушения жизненного ритма, либо же случайно или семантически откроет путь к системной трансценденции. А пока мы можем обрести бытие времени через наблюдение взаимопроникновения культуры и контркультуры, которые от этого всё же не становятся ближе ни на йоту, как не сближаются и нацеленность города с умиротворённостью природы или как метафизика и позитивизм. Пусть эти ощущения обманчивы и за спокойствием леса обнаруживаются цели хищников, также как за позитивизмом новое кантианство, но похоже их все с некоторого времени начинает разделять плёнка послесовременности, по разные стороны которой они оказываются, также как оказываются разделены и люди на своих и чужих. В этом разделении всё обретает бессмысленность как небытие обретает своё или ничьё, .а может быть и чужое бытие. Не так просто ощутить одновременную сосредоточенность, .бессмысленность и разделённость, тем более, что наверное ещё никому не удавалось оказаться одновременно по разные стороны этой поверхности неподвласной мысли формы. Но именно так и представляется небытие: как видение нахождение на
...
Читать дальше »
| |
|
|