Разделы дневника |
События
[12]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
|
Общество
[51]
Рассуждения об обществе и людях
|
Мир и философия
[53]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
|
Повседневность
[49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
|
Культура и искусство
[28]
|
Системы
[18]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
|
|
Календарь |
« Ноябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Главная » Мир и философия
Слова, образы и их истинность, опыт рассуждения о непознаваемом
Бытие может поджидать нас где угодно: в лесу, внутри нас, в чашке чая, на закате или рассвете. Может быть даже не важно когда, если только не обращаться к истории как антропологии. В любом случае разницу легко заметить при переходе к цифровой действительности 3 порядка: образы могут продолжать своё существование если не в языке, то в непосредственных перцептивных повторениях, если они уже были явлены в бытии ранее. Если же они не были явлены ранее, то они становятся оторваны от бытия и представляют собой выражение небытияя, либо представления — в зависимости от допустимой онтологии действующих лиц. Например, отсылка к некоторому культурному символу на изображении уже задействует язык и слова языка в любом случае связаны с представлениями о действительности, которые всплывают в создании. Но с другой стороны все слова также как и образы можно разделить на группы: часть слов относится к окружающей действительности или была явлена в бытии как действии, другие же слова либо сами по себе представляют собой абстракции, либо были явлены в описательном образе. Например, название какой-либо страны или имя человека представляет собой лишь условное бытие пока оно не было явлено в историческом опыте данного сознания. Но далее если мы перенесёмся на уровень выше — к бытию общества, то в общем словесном бытии практически все слова явлены опыту тех или иных людей. И если абстрак
...
Читать дальше »
|
Иногда дождь идёт именно тогда, когда мы идём под ним. Иногда же он идёт быстрее, выше и сильнее нас. И кто тогда мы, когда мы идём куда-то в осознании его силы, идём навстречу друг другу, так и не встречая никого. Будто сами ноги сбежали от своих владельцев, но физическая действительность влачит последних по следам, которых не существует в потоке не замечающей их воды. Но что если наоборот: ноги зависимы от туловищ, которых увлекают и направляют своим безмолвием и видом общественные структуры, словно нависшие над личностью тучи? Тогда эта зависимость ног не от дождя, а в конечном счёте неизвестно от чего, возможно от представления его видимости, или от самого вида живых существ, от популяции, создавшей себе или не_себе эти каменные джунгли, которые так гармонично сочетаются именно с грозами и ливнями; ведь люди сами эксплуатируют силы природы, в том числе и водные системы, подчиняя их своим интересам, а эта эксплуатация в свою очередь вызывает необходимость нахождения и перемещения людей под проливным дождём по большей части независимо от их воли: у кого-то определено начало и окончание трудового времени в течение суток, кто-то идёт по чьим-то делам, а кто-то даже по своим, кому-то нужно соблюдать некие договорённости и т. д. Где-то в этих отношениях начинается рабство, заканчивается оно неизменно в потоках ливня.
Самый очевидный способ представления рабства — это подчинение божественной воле. Этот способ возможно и самый древний; в
...
Читать дальше »
|
Наконец и язык начал обретать словно бы чужое бытие. Нет, не то чтобы никогда не была понятна разница между означиваемым и означающим, между представлениями и вещами в себе или между пояснениями, словами и текстами — она проявлялась с разной степенью очевидности и глубиной отчётливости так или иначе. Но если можно так выразиться вера в динамическую лингвистическую конструкцию не угасала. Тем более разница между языком как историей и как системой подводила под едва различимыми профилями знаков вполне различимую черту тем не менее всё ещё скрытого силуэта. Но в какой-то момент стало понятно, что язык именно как достояние общества — сама по себе вещь вполне условная, хотя в то же время и довольно реальная, укоренённая в данной действительности. И с этого момента проявилась вполне концептуальная разница между другими языками внутри этого языкового пространства и языком самим по себе (не стоит называть его собственным уже потому, что и он подвержен изменениям и может существовать во множественном числе одновременно и если не принадлежать, то соотноситься с разными частями себя). Она состоит в ощущении того, что некоторый другой язык требует исправлений. Например, в нём могут содержаться слова, заимствованные из других языков, а причём заметно, что иногда они содержатся в нём намеренно. И одно дело просто обратить в одночасье внимание на эту особенность, а другое дело обращать на неё внимание непрерывно. И де
...
Читать дальше »
|
Отсчёт циклического и исторического времени легко понять в процессе плавания в озере: можно плыть и дышать считать до некоторого числа, например, до 100 и тогда отрывается условность десятичной системы счисления, не слишком подходящей для счёта на 4 или 8. В этом постепенном подсчёте циклы будут сменяться и соответствовать вдохам и выдохам, пока наконец не будет завершён общий отсчёт. А можно считать до 4 или 8 и тогда находиться непрерывно в циклическом времени не до момента окончания отсчёта, а до невыясненной отметки. В этом смысле историческое время может быть нацеленно, тогда как циклическое — обесцеленно.
Со временем же скорость и сила берут своё, если и не в стремлении к непрерывному и всепоглощающему ускорению, то по крайней мере в достижении некоторого нового состояния существования в среде, например в водной, и соответствующего состояния передаваемых чисел: подсчёта силы взмахов и частоты вдохов-выдохов. Тогда считаешь уже не столько количество взмахов, сколько расстояния до внешних целей, которые скрываются в новых поворотах берега и лесов. Лишь иногда, когда снова чувствуешь абстракцию линии на открытом пространстве есть смысл вновь увлечься числами и переходить на ускоряющийся подсчёт или размеренный ход истории общего количества, а может быть и совмещать их в выборе сильных и слабых долей десятичной системы. Или пролетит овод, так что возникнет ситуация осознанного выбора: поучаствовать непосредственно в направленности жизни местного биоэ
...
Читать дальше »
|
Да, вначале было слово. Или много слов. В сборнике переводов и статей Сергея Цоколова «Дискурс радикального конструктивизма» это слово из концепции Жана Пиаже в рассмотрении Эрнста фон Глазерсфельда переведено как «аккомодация»[1, p. 112]. Оно означает некоторое изменение модели абстрагирования человека в том случае, когда возникает возмущение, когда не удаётся объяснить происходящее, уложить его в рамки циклов и целей. Можно было бы его сравнить просто с «разрывом шаблона», но в концептуальном или языковом построительстве всё не так просто как на фигуративном уровне, поэтому это конечно не просто шаблон восприятия (сенсо-моторный, связанный с конкретной ситуацией и соответствующими сигналами). «Аккомодацию» можно называть фокусировкой или перестроением, а может и собственно элементом построения, открытия чего-то нового. Исходя из культурного прагматизма аккомодацию можно связать с культурным приращением.
Много слов — потому что кроме аккомодации также есть и «ассимиляция». Как пишет Эрнст фон Глазерсфельд, главное, что стоит запомнить в отношении этого понятия в его использовании Жаном Пиаже и женевской школы психологии
...
Читать дальше »
|
Как в известной песне Владимира Высоцкого про бег на месте нулевая скорость может быть функционально концептуальной. В ней наверное важно то, что на первый взгляд также незаметно, как чередование букв в словах примиряющий — примеряющий, фонетически фактически неразличимых, особенно в городских средах. Можно же приравнивать её к тактовой частоте вычислительных устройств, которые подлежат «разгону» и «замедлению». Поразительнее всего эта нулевая скорость в эффекте стоячих волн или в ожидании излучения лазера. Но может быть она не менее интересна и во время переключения сознания, словно бы перезапуска рабочей частоты. Может быть она также поразительно в замерших над головой свинцовых тучах, которые плывут куда-то и плывут вдаль от каналов Северной Венеции, равно как и Венеции Южной — они как отражение невской воды, словно бы эта перевёрнутая и перелитая вода, которая может подступать к домам, люди из которых давно разъехались по более возвышенным местностям, но разъехались не из-за боязни западного ветра, а из-за невидимых глазу восточных ядов, если верить латинскому их обозначению. Здесь всё так перемешалось, как и слова, которые не стоит «выкидывать», хотя если задуматься это бы выглядело весьма абсурдно, если бы кто-нибудь попытался осуществить сказанное буквально (выкинуть слова). Многие бы хотели выкинуть и яд из окружающего пространства, но видимо иллюзия свободы слишком сильно
...
Читать дальше »
|
И вот коты меня не узнают: стоит надеть маску для защиты от мошек и опилок из циркулярной пилы, кепку и перчатки, как человек становится неузнаваем для зрения других существ словно для зрения машин. Да что там говорить, коты и себя не всегда узнают. К тому же я говорил, что меня нет, поэтому это совсем не удивительно, что значение меня пропало сразу же, как начался этот вечерний карнавал. И тогда стало понятно, что как только мы означиваем знак, то и знак означивает нас. И значение стирается и становится совсем другим. Мы вкладываем в знак некоторый смысл, но как только его произносим задумываемся над ним, над его звучанием, над молчанием вместе с окружающими, вместе с котами. И зачем тогда нужны такие мы, которые не превосходят это значение, неужели все общества ограничиваются лишь одним значением своих граждан и в этой репрезентативной системе совсем не важно, что стоит по другую сторону знака, словно в постструктуралистской топике? Может быть всё это стало распространяться с современностью, которую необходимо распредмечивать на каждом шагу, чтобы попытаться вырваться из формулы «товар-деньги-товар»? Или из формулы «говорящий-слово-значение»? В последней цикл не замыкается, как собственно он становится разомкнут, если в первую цепочку добавить недостающие составляющие: «покупатель-знак товара-деньги-товар-значение товара». Так и в других местах что-то после знака обязательно
...
Читать дальше »
|
Человеческая жизнь может быть обманчива, а страсть может служить всего лишь инструментом в руках у власти. Возможно так и бывает, но важен вопрос о местонахождении в этой цепочке. Цепочка власти подобна цепи распространения вируса и в этом отношении вирус является вывернутой наизнанку лакмусовой бумажкой для цепей институтов, накинутых на общество. Возможно важен и вопрос и нахождения на планете в целом, поскольку здесь слишком много и пищевых цепей, разбросанных на каждом шагу. А леса на снимках из космических просторов напоминают всё больше окольцованные и разрезанные на части острова, взятые правда не из Соляриса, а с функциональной карты развития территорий. И это действительно важный вопрос об эквивалентном отношении к различным звеньям цепочки, коль скоро мы склонны видеть эти незримые зависимости, поскольку если все звенья цепи одинаково важны, то как можно по аналогии вырывать одно из звеньев общественной цепи, если мы не можем вырвать звенья из цепи природной, как можно вырывать клетки из лесной ткани, если люди не стремятся быть подобными пожару?
Предубеждение может остаться пожалуй преимущественно к кровососущим и к распространяющим болезни, как к наиболее опасным. Если мы видим комара, то как будто срабатывает тот же рефлекс, что толкает корову махнуть хвостом. Многие просто включают химический уничтожитель и не задумываются о последствиях, перепоручая свои инстинкты неумолимой технике уничтожения. Действительно, не так много техники создано для созидан
...
Читать дальше »
|
Топика закрытого пространства не требует внешней субстанциальности, но мы всё равно абстрагируем несбыточность времени. С тех пор как город по выражению Поля Вирильо может быть понят скорее через регуляцию времени, чем физического пространства, топика определяется ускорениями, отблесками, стремлением означаемых по каменной безличности дорожного полотна. Но с этой целью топика приобретает и подлинно философский смысл, открываемый через нематериальные ограничения пространства, которые равнозначны как в 4 стенах, независимо от того, смотрим ли мы на них снаружи или изнутри. Внутри это жидкие кристаллы, заполняющие участки плоскости или спроектированные на стену ячейки кинозала, всё более незаметные и неотличимые от застенья в своих миллионах точек и оттенков, равно как и 192-килогерцовые звуковые потоки. Снаружи это дорога, тянущаяся от одной стены до другой в надежде обнаружить дверь. Раньше действительно строили крепости, теперь же каждый дом способен держать оборону благодаря услуге всеобщей защиты и каналам связи. Порядок может быть почти мгновенным, поэтому каждый дом - это крепость. Но с означиванием как чьего-то своего возникают более серьёзные проблемы, ибо субстанциальность "Я" навсегда потеряна в тригонометрии квантовых суперпозиций, с избавлением от фатализма мы будто бы избавились и от судьбы, и от себя.
В самоизоляции словно в ящике Шрёдингера всё кажется определённым и нацеленным, ясным и остановившимся. Здесь нет скорости, только беговая дорож
...
Читать дальше »
|
Пока корпорации распространяют коррупцию и противодействуют этическому мышлению через выдуманные структуры кодексов по всему миру шаризация может переходить в местничество (арусск. глобализация в локализацию). Где-то даже говорят о шароместничестве (арусск. глокализации), может быть говорят даже где-то здесь или внутри нас. Вчера стало известно о новых экспериментах по передаче энергии через квантовые флуктуации, что можно будет использовать для охлаждения микросхем. Но кто-то ещё не верит в эффект Казимира, но также кто-то не верит в шароместничество. А между тем крестьяне в Средние века были в чём-то свободнее современных людей: земля за ними в конце концов была закреплена в большей или меньшей степени, и свобода проявлялась через эту землю как через пространственно-временное ограничение. Есть ли сегодня у людей право на землю? Они скорее склонны взять в аренду свои 5 или10 квадратных метров в бетонной коробке, чем вернуться в разваливающееся родовое гнездо за сотни километров. Эти километры и свобода передвижения наоборот способны поглощать личную свободу и стратегическое мышление. Крестьяне и феодалы должны были мыслить на удивление стратегически и прагматически, постепенно возводя огромные крепости, копая 300 метровой глубины колодцы. И это д
...
Читать дальше »
| |
|
|