Суббота, 2024-04-27, 04:52
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы дневника
События [11]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
Общество [48]
Рассуждения об обществе и людях
Мир и философия [50]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
Повседневность [49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
Культура и искусство [26]
Системы [15]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта

Критика или инерция: таков может быть вердикт построения концепции философии или научной дискуссии. Простое следование за мыслью или критический анализ всех шероховатостей? Но сейчас речь не только о них.

Иногда мне кажется, что я существую в двух режимах: как бы бежать по инерции или же относиться ко всему критически. Если относиться критически к себе, то этот цикл приводит к внутреннему устремлению, к развитию и устремлению к большему. По инерции словно по льду можно катиться, сохраняя устойчивость лишь однажды получив ускорение. И в сущности люди так и катятся по инерции. Хотя многие стремятся называть подобные разнонаправленные устремления основами нашего существования, подобными дионисийскому и аполлоническому началам, либо к стремлению к владению и творчеству. Но подобные разделения деятельности — скорее разделения деятельности активной, а движение по инерции возникает в некоторых состояниях и не служит само по себе изменению. Оно может быть задано извне или следовать какому-то неведомому внутреннему направлению. И для него характерны расслабление и умиротворение, медитация. Это то, чего нам часто не хватает, то, что мы можем найти в природе, где земля, зелень создают тот самый неуловимый вкус и запах. Эти самые вкус и запах могут проявляться и возникать из разных продуктов: из отвара ёлок, из стевии, из цедры цитрона и всегда они будут пахнуть землёй, нести цвет и запах жизни, оживляющего спокойствия. Это же чувство часто нужно для общения и понимани ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 754 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-25 | Комментарии (0)

Часто современные либеральные взгляды для цивилизационной формации Запада ассоциируют с прагматизмом, то есть к использованию практических суждений в качестве критерия истины. Человек умеет хорошо планировать и продумывать собственные интересы и значит он прагматик. Человек различает действия, приносящие пользу и вред и значит он хорошо осознаёт, как вести свою хозяйственную деятельность. Но если внимательно присмотреться к прагматизму, то он оказывается не тем, за кого себя выдаёт. Прагматизм зацикливается на системности и упорядоченности, подставляя свою концепцию вместо иных толкований действительности. Конечно, это просто: заменять рассуждения об идеале простым видением собственных интересов, даже если в основе такой замены лежит протестантская этика. Но что лежит в основе этих интересов, если не навязанные цивилизацией идеалы. Прагматики вновь утверждают то, что было сформулировано ранее как гедонизм или иррационализм, феноменология или экспрессионизм, стремление к жизни или трудовая теория, но они ничего в сущности не противопоставляют прошлому кроме своей собственной жизни и видения мира, собственного и согласованно объединённого в метацивилизационную воронку восприятия и поглощения эмоций.

Например, возьмём такое общественное явление, как причёски: оно выполняет некоторую культурно-демонстрационную функцию, но несёт ли оно какой-либо практический или прагматический смысл для человеческой жизни? Следует учесть, что волосы имеют свои ограничения и не рекоменд ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 1364 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-22 | Комментарии (0)

Очередной каламбур поражает своей привычностью для среднестатистического уха: нездоровая диета. В предыдущей записи я предложил концепцию человека "Не", то есть человека, способного определить своё бытие через отрицание чего-либо, как правило какой-либо крайности. И отказ от продуктов обычно рассматривается как диета или пост. Конечно, то и другое должны включать как описание материальной деятельности по потреблению продуктов питания, так и мыслительную и духовную составляющую. Соответственно применительно к ним понятие человека "Не" означает отказ от части продуктов или от дурных мыслей, от использования некоторых слов, совершения действий. Но сама деятельность может осуществляться и исходя из принципа стремления и достижения к крайностям. Такой крайностью для диеты является, например, полный отказ от еды в течение некоторого времени и употребление только жидкостей. Субъективной же крайностью можно считать стремление к некоторому категориальному множеству, например, к определению допустимого множества допущенных к употреблению продуктов питания. Выбор же подходящих крайностей физической деятельности, например, вида спортивных упражнений связан с интересами и общественными условиями. Отрицание плохо подходит для собственно физических упражнений, но довольно хорошо укладывается в системное определение, такое как стремление отказаться от неудобства, например, не передвигаться в общественном тр ... Читать дальше »

Категория: События | Просмотров: 743 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-19 | Комментарии (0)

Часто в современном мире чтобы занять собственную позицию, "быть собой" приходится противопоставлять себя окружающему миру. Чтобы соблюдать режим питания необходимо отказывать от части продуктов - говорить нет им, чтобы сохранять спокойствие и целостность мышления - воздерживаться от неподходящего содержания, книг, музыки, чтобы поддерживать собственное достоинство - исключать общение с теми или иными группами людей (в протестантской трактовке - с людьми, не приносящими пользу), наконец, чтобы жить в городе просто необходимо ограничить или исключить общение с природой. Ведь что такое общение с природой? Это иное восприятие, иная скорость, иное мировоззрение. Это спокойствие и умиротворение зимнего утра, красота первых лучшей солнца. Отсутствие обязанностей и обязательств, назначений и встреч. А потом внезапно появляющаяся опасность, приходящая из леса и пробуждающая древние инстинкты. В городе же мы думаем о совершенствовании систем, о машинном обучении, о роботах и искусственном интеллекте, мы мечтаем и заменяем нашу жизнь мечтами, развешиваем на стенах символы и образы, следуем за тенденциями и боимся пойти против них. И может быть именно потому, что мы боимся этого мы обращаем внимание на любой жест, любой знак, который говорит Не: не следовать за, не ходить сюда, стоять на месте. И часто мы идём против противоположностей: под кирпич, через тупик, по стенам и за ограждение. Но хуже всего то, что мы находим как люди, как человечество собственное предназначение ... Читать дальше »

Категория: Общество | Просмотров: 889 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-18 | Комментарии (0)

Известно, что существование систем обусловлено поглощением энергии или негэнтропии (противоположности хаоса, то есть некоторой структурированности, например, в виде сосредоточения энергии) извне и превращением её во внутреннюю структуру. Но чем более упорядочена структура, тем больше может потребоваться энергии. Наличием такого принципа объясняется неидеальная упорядоченность естественных систем, поскольку обеспечение высокой степени упорядоченности может быть весьма затратным в энергетическом смысле, например, может потребоваться много времени, чтобы расставить все книги в домашней библиотеке по алфавиту, а потом по жанрам. С упорядоченностью в общественном смысле всё ещё сложнее, поскольку она может различаться в соответствии с различным пониманием структур или отсутствием их понимания. Множество структур накладывают разные требования к упорядоченности, а попытки описания на одном языке наталкиваются на непонимание в других областях. Этим, кстати, можно объяснить наличие и необходимость существования множества языков в обществе, который не сводится к языку энергетического обмена .Отсюда парадоксальной выглядит попытка свести совокупность отношений к одному виду ресурсов подобно тому, как все виды деятельности мы бы попытались свести к деятельности поедания пищи, хотя подобные общественные теории периодически возникают, стремясь объяснить происходящее с помощью того или иного выражения человеческой деятельности. Надо заметить, что язык как рассказ в этом смысле является ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 734 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-12 | Комментарии (0)

Дополненная действительность может уже совсем скоро ворваться в нашу жизнь, пока же она в основном применяется для заранее подготовленных объектов. Но что произойдёт дальше, когда станет возможным распознание не только хорошо структурированных чёрно-белых изображений, но и поверхностей улиц, полов, стен? Станут ли пользователи базой для отработки тех же технологий распознания трёхмерных сцен, что применяются и при создании беспилотного такси, или же они рискуют передать не только данные из своих телефонов, но и данные о всей своей жизни вокруг этих телефонов? А ведь как известно тот, кто владеет информацией - владеет миром, значит простая технология, захватившая умы простых обывателей рискует дать новые нити власти её владельцам, а точнее тайным просмоторщикам этих данных и пустая шелуха пользовательских соглашений о защите личных данных и личности в этом процессе будет обесценена до придорожной пыли, по которой катятся виртуальные танки управления и рекламы.

И пока людям будут промывать мозги словами о великой пользе, которую принесут несуществующие объекты перед их глазами их данные будут благополучно утекать параллельно с мозгами немногих, которые будут участвовать в разработке походящих приложений, получая от этого небольшое металлическое вознаграждение. Сложно сказать, какие силы движут теми, кто запускают эти технологии и сознательно ли они это делают. Большая часть конечно неосознанно. ведь общественный организм как огромная гусеница захватывает умы своими щ ... Читать дальше »

Категория: Общество | Просмотров: 701 | Добавил: jenya | Дата: 2019-01-08 | Комментарии (0)

Встретил в одной из рекламных сверхконцепций псевдопротивопоставление, гласящее своим невидимым психоглазом, что дескать реклама врёт, но не всякая, цифры не врут. И как всегда раз сказано, что что-то отрицается - надо понимать это обратным образом. Ведь конечно же цифры не врут, но врут те, кто собирает и обрабатывает цифры, Цифры - как раз такой удобный инструмент, который кажется достоверным и правдивым, а на поверку оказывается совершенно неверным. В этой связи в рекламе "рисование" цифр принимает своё прямое значение: цифры (а точнее числа) могут быть придуманы, приукрашены, стёрты и изменены, растворены в красивых словах и графиках (графики представляют особую форму украшательства - заявляемо более объективную, чем тексты, но ведь мы все знаем насколько график можно "подрисовать").

С другой стороны даже самые "честные" числа не могут быть правильными и достоверными, для чего есть множество причин: искажения времени и пространства, методы сбора и наблюдения, условные общественные категории и действия людей. В действительности есть только одно важное измерение - пространственно--временное, которое выражается в достаточно достоверных числах применительно к обычной человеческой деятельности. (Но с другой стороны много ли мы знаем и о них, о том как они живут и куда текут?). Объекты действительности представляются через органы чувств. Язык возникает через принцип а ... Читать дальше »

Категория: Общество | Просмотров: 700 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-29 | Комментарии (0)

Всем хорошо известно русское народное слово "консервы",  которое в своём действительном воплощении может служить неплохим символом течения сохранительства или консерватизма (от лат.  con- "вместе" + servare "держать, хранить"). В этой самой жестяной банке, которая прекрасно сберегает традиционные съестные припасы, консерваторы готовы запечатать и оставлять в неизменном виде свои "традиционные" ценности, идеалы, стремления, да наверно и идолов, мифы и всё скрытое и тайное, что составляет толи культуру, толи идеологию, толи мифологию, толи саму жизнь. Но жизнь течёт и меняется слишком быстро, а консервные банки не слишком хорошо сказываются на сбережении природных ресурсов, поскольку и сами долго разлагаются, а поэтому кроме как на огородах дачников, закапывающих их в землю, их относительно безвредное для природы применение затруднено. Конечно, мы можем штамповать всё новые банки и наслаждаться потом вкусом рыбы, икры, тушёнки долгие годы наперёд. Но у нас не получается наладить эффективный оборот стеклотары, да и жестяные крышки всё же в любом случае становятся предметом зловредных и расточительных отходов. Когда-нибудь люди организуют эффективные системы сбора и переработки и тогда они будут достичь новой степени консерватизма (сохранительства), а их деятельность сделается более безопасной для природы. Пока же движение сохранительства как и в случае с банками оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Пока с ... Читать дальше »

Категория: Общество | Просмотров: 1357 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-23 | Комментарии (0)

Отобрать и классифицировать афоризмы о науке, которые бы соответствовали действительности, подтолкнуло замечательное утверждение великого советского прикладного математика и академика Мстислава Келдыша (1911-1978): "Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир". Итак, наука как сила? Можно только подчеркнуть, что необходимо, чтобы эта сила оставалась движущей силой деятельности людей, а не машин. И не случайно, ведь это высказывание имеет корни в утверждении, приписываемом Фрэнсису Бэкону (1561-1626), английскому философу, которое знают все и которое будет пожалуй самым лаконичным в сегодняшнем обзоре: "Знание сила". К развитию этого взгляда с Туманного Альбиона в XX столетии мы вернёмся далее.

Но здесь же мы можем привести отрицание науки как морали, но если она не является моралью, является ли наука истиной?

Научной морали быть не может; но точно так же не может быть аморальной науки.
Анри Пуанкаре (1854-1912), французский математик и физик

Значит, мораль науки определяется философией науки? Хотя эта философия становится довольно запутанной. Но всё же литераторы и философы имеют что ответить:

Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им дает.
Фридрих Шиллер (1759-1805), немецк ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 859 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-20 | Комментарии (0)

Раньше люди вступали в партии, а теперь в группы. И в этом можно было бы не находить негативного смысла, ибо ситусные отображения требуют подчинённости иному порядку и в конце концов они не несут какой-либо тирании или демократии, связанным с политическими общественными формациями. Или наоборот, если они могут нести демократию, то столь же легко они могут нести и тиранию, да и всё что угодно, только не идеальное государство, ведь они просто медиа - носитель и передатчик информации и ничего более того. Можно удивляться бесконечным путешествиям света из галактики в галактику, но труднее удивляться путешествиям слов и мыслей между носителями и по проводящим элементам, ведь такого рода путешествия просто могут не допускаться в обыденное сознание. Вступив в партию, люди получали партбилет, а что могут получить участники сетевого сообщества? Ну конечно отметку на странице с указанием группы, если только они её не скроют. В остальном никакой материальности, ну за исключением мыслительной конечно.

Предупреждающих лиц о предании заложенных  в основы государственных систем принципов было не мало, но раз эти принципы не монархические и не феодальные, то группы могут вполне свободно образовываться подобно химическим соединениям или буржуазным кружкам, светским салонам просвещённого общества. Но как бы это общество ни было просвещено, оно не будет не просвЯщено, ни просвеЧено, ибо ни духа, ни светлых идей оно уже не будет преследовать. Для образования групп можно придумать ... Читать дальше »

Категория: Повседневность | Просмотров: 677 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-15 | Комментарии (0)

« 1 2 ... 17 18 19 20 21 ... 24 25 »
Copyright MyCorp © 2024
Лицензия Creative Commons