Разделы дневника |
События
[12]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
|
Общество
[52]
Рассуждения об обществе и людях
|
Мир и философия
[56]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
|
Повседневность
[49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
|
Культура и искусство
[28]
|
Системы
[20]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
|
|
Календарь |
« Июль 2025 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
|
Страницы становятся всё более привлекательными и всё менее содержательными. Они уже не содержат информации, позволяющей выбрать товар. Да и зачем, ведь они и не несут в себе никакой правовой нагрузки кроме свершённых действий по перечислению денег. Чтобы в чём-то разобраться нужно побегать вокруг такой страницы словно вокруг идола, зайти на страницы с отзывами, к производителю, хотя зачастую всё, чего не хватает - это лишь несколько параметров, таких как соотношение сигнал шум, распределение сигнала по частотам, воздействие электромагнитного излучения. Часто продавцы ограничиваются копированием описания товара на латинице, а на русском или другом языке, знакомом покупателям указывают лишь завлекающие фразы, тогда как чтобы понять что это за технологии, скрывающиеся за англоязычными описаниями потребуется обратиться к ещё одному классу источников. Какую бы вещь вы не покупали, какой бы артефакт мы не видели - всюду этот описательный редукционизм вторгается в нашу жизнь. Для некоторых товаров правда созданы весьма глубокие с точки зрения параметрического раскрытия объектов площадки продажи, своего рода рыночные институты электронной торговли. Но и на них мы не узнаем того, о чём я писал, равно как и параметров воздействия на наш организм, если речь идёт о носимой электронике, да или даже простом переносном вычислительном устройстве с жёстким диском и динамиками от которых исходит весьма сильное магнитное излучение, но на которые производители "заботливо" (т.е. безо
...
Читать дальше »
|
Я мыслю там, где меня нет, следовательно, я там, где я не мыслю
Жак Локан
Как обрести себя и что такое я - ответы на эти вопросы позволяют определить наше мировоззрение, устанавливают нашу философскую систему. И действительно: выйти за пределы себя означало бы мыслить объективно, но одновременно это означает не мыслить как Я, то есть лишиться мысли как чего-то собственного. Но может быть это и неплохо, когда нам ничего не принадлежит как людям: если земля вновь отдана природе, животным и растениям, а мы бы заботились о них, поливали и превращали пустыни в сады - разве это было бы плохо? И этим действительно можно оправдать своё существование, существование неэгоистичное и наоборот даже идеализированное. И выход Я за пределы нас означает и известную самокритику и цензуру, он может придавать и силы и мотивацию для движения дальше. И тогда возникает другая проблема: извне тоже можно относиться к себе предвзято, относиться как относятся одни люди к другим: как к чужакам. И наоборот можно представить себя в других и относиться к ним как к себе, рассматривать их как часть себя или себя как часть их Тогда попросту может быть невозможно мыслить там, где меня нет, потому что я есть везде, я в каждом дереве, в реке, в звёздах. А в этой точке словно в отражении сливаются традиционное древнее первобытное мышление и придумки современных философов. И в этой точке невозможности возможно мыслить немы
...
Читать дальше »
|
Иногда я вижу сны и они зовут вперёд, придают оценку дням,иногда они совсем необычные, иногда похожи на реальность. Сегодня я ездил во сне по пустынной местности на вездеходе, вдалеке я видел море, я рыхлил почву и забирался на горы. За окном здесь в это время сыпал снег, а там было быстро и сухо. А потом была опасность, но она была уже когда я приехал. И это было словно предупреждение и я знаю против чего. Недавно наоборот я ходил по хребтам и навстречу мне ехали грузовые машины, увернуться было сложно, хорошо, что мне это удалось. Бывают и более спокойные сны, где я просто собираю неведомые ягоды и грибы, хотя в них я задумываюсь о собственности на землю и всё время думаю о лесе, о том, кому он принадлежит, кто проложил эти дороги и куда они ведут.
И вот один такой сон: мне снится, что я хожу по каким-то неведомым просекам, мимо лесов, неизвестных дорог, огородов с необычными фруктами и овощами, словно я иду через чужую, а не свою землю, но идут словно по праву сервитута, на разрешённое использование. Где-то вдалеке за полями леса, на полях растения подобные метровым стручкам салатов выросших из земли или бобам из сетевых ферм. Да я вовсе и не иду, я еду на велосипеде, хотя не чувствую, что я кручу педали, не вижу его, ноя чувствую, что еду на нём. А может я еду и на лыжах, но я не чувствую лыж, да вокруг и не зима. Я на чём-то еду или лечу, может на самокате или неведомом транспорте, может это лыжи для лета скользящие по земле столь же хорошо, сколь хорошо сколь
...
Читать дальше »
|
Углы порой значат многое в нашей жизни. Углы как маяки определяют своим светом направление движения в садоводствах, где фонари горят в основном для экономии электроэнергии, углы не так заметны как стены — но именно они определяют степени свободы, особенно когда кого-то ставят в них, углы определяют цифровые технологии и иллюзии создаваемых в них объектов, углы определяют пересечения и расхождения наших путей, в том числе жизненных. Я шёл и углы были везде, везде, кроме асфальта: на нём был нескончаемый лёд под мрачной кашей, прихваченной немного морозом, а значит не такой опасной. Если падать, то лучше не на угол — поэтому от домов и поребриков лучше держаться подальше — эти правила глубоко въедаются в подкорку мозга как соль въедается в ткань ботинок и как бензин проникает в глубину наших лёгких. Я вижу углы и не стараюсь их исключить из моего сознания, потому что я в городе. Это они упорядочивают всё окружающее: несколько узлов и словно удары топора они формируют плоскость стола, стула, дивана, экрана и окна. Они так легко образуют плоскости, что на этом даже пытаются теперь создавать технологию дополненной действительности: достаточно оценить геометрию стен и вот уже определено пространство нашей повседневности, нашего заурядного плоского бытия.
Иное дело на природе, в лесу, на море. Здесь нет никаких углов. Поэтому и отдыхают здесь так сердце и душа: линия горизонта плавно изогнута, песчинки и волны не позволяют превратить поверхность в плоско
...
Читать дальше »
|
Современное искусство таково, что его восприятие в пределах собственных помещений может быть невыносимым для окружающих и для соседей. Это относится как к операм и симфониям, так и к тяжёлой более "популярной" музыке. Хотя подобная музыка уже не является массовой и этом она приближается к искусству прошлого в том плане, что она не понимается большинством современников. Но создание сети, в которой могут распространятся цифровые артефакты - именно основное и величайшее достижение послесовременности, хотя оценить его по достоинству способны, мне кажется, единицы. По крайней мере исходя из характеристик и запросов покупаемой техники такая техника покупается и при этом используется единицами. Но если это так, если ценители могут воспринимать искусство или то, что они осмеливаются осознанно называть искусством и что при этом может рассматриваться одновременно искусством и искусствоведами и культурологами - то это совершенно ненормальное положение с точки зрения обеспечения конституционной свободы и международной защиты прав человека. Возможно устарели подходы к созданию и правовому регулированию, равно как и культурные нормы, но если уж что-то должны обеспечить конституции и всемирные декларации - то это должно быть эстетически значимо, достойно и совершенно. Но такие вещи обычно возникают на грани сумасшествия, а значит заранее можно сказать, что большинству современников они останутся непонятными, а те, кому они будут поняты и ясны - окажутся заведомо в своей с
...
Читать дальше »
|
В недавней заметке я предложил концепцию культурного прагматизма и указал на некоторые примеры из повседневности, показывающие её широкое распространение, такие как причёска, средства связи и часы. Получается, что особенного значения для повседневности культурное отображение предметов не имеет, поскольку причёска не защищает от осадков, средство связи дарит ощущение связи, а не обеспечивает распространение видеосвязи и большее присутствие, часы также дарят ощущения управляемости и упорядоченности временных отрезков, но не определяют и не дают оснований для определения нашего жизненного пути. Но таковы же и представления об одежде, жилищах, транспортных средствах и практически всех возможных артефактах: они оправдывают своё название, все становясь предметами искусства, а не выполнения прагматических функций. Но объективно ли такое положение, основано ли оно на действительной природе человека? Ведь человек несовершенен и ищет дополнения своей действительности во внешних объектах: его ноги стираются в кровь от длительных хождений, поэтому он придумал обувь, его тело не имеет густой шерсти, поэтому он носит одежду, человек склонен к заболеваниям, поэтому он придумал лекарства и тёплые жилища. Такие объективные предпосылки и являются первичным основанием для культурного прагматизма, поскольку дальше человек просто вынужден творить, а всё, что он творит - он переосмысляет через символическое значение. Даж
...
Читать дальше »
|
Бежать было просто, но бег как доброта - не всё, что нам нужно в этом мире. Порой доброта проигрывает из-за своей открытости. Но что тогда нам надо ещё, ведь не зло же? Может быть просто нужно двигаться вперёд, двигаться конечно к доброте, но не всегда показывать её, вкладывать силы в добродетель и созидание, не останавливаясь перед преградами, но не терять её каждое мгновение, ведь мгновений существует бесконечное количество, а доброта нам дана одна. И даже если она не главнее прочих составляющих жизни, но стоит о ней помнить в первую очередь потому, что когда приглушаются другие чувства, мы лишаемся власти и над добротой, поскольку она — единственное, над чем нельзя получать и удерживать власть.
Я шёл всё дальше и чувствовал эту дорогу с каждым шагом всё дальше и всё такую же устремлённую вдаль. Когда идёшь довольно долго внутри появляется тепло и чем идёшь дольше, тем больше тепла. Особенно это хорошо ощущается в мороз. Вокруг холодно, а внутри тепло, но только когда уже прошёл пару километров. Или если пробежишь немного, небольшой промежуток, от которого сразу тепло. Но если сразу станет жарко, то можно вспотеть. И приходится ловить этот баланс, который от необходимости повышенной скорости часто нарушается, ведь в толпе хочется выделиться и выбежать из неё побыстрее. Поэтому лучше идти в своём темпе то медленней, то быстрей, пока не устанешь. И поэтому я люблю ходить домой, когда не надо никуда спешить кроме как к своим делам. Но и здесь возникает парадок
...
Читать дальше »
|
Критика или инерция: таков может быть вердикт построения концепции философии или научной дискуссии. Простое следование за мыслью или критический анализ всех шероховатостей? Но сейчас речь не только о них.
Иногда мне кажется, что я существую в двух режимах: как бы бежать по инерции или же относиться ко всему критически. Если относиться критически к себе, то этот цикл приводит к внутреннему устремлению, к развитию и устремлению к большему. По инерции словно по льду можно катиться, сохраняя устойчивость лишь однажды получив ускорение. И в сущности люди так и катятся по инерции. Хотя многие стремятся называть подобные разнонаправленные устремления основами нашего существования, подобными дионисийскому и аполлоническому началам, либо к стремлению к владению и творчеству. Но подобные разделения деятельности — скорее разделения деятельности активной, а движение по инерции возникает в некоторых состояниях и не служит само по себе изменению. Оно может быть задано извне или следовать какому-то неведомому внутреннему направлению. И для него характерны расслабление и умиротворение, медитация. Это то, чего нам часто не хватает, то, что мы можем найти в природе, где земля, зелень создают тот самый неуловимый вкус и запах. Эти самые вкус и запах могут проявляться и возникать из разных продуктов: из отвара ёлок, из стевии, из цедры цитрона и всегда они будут пахнуть землёй, нести цвет и запах жизни, оживляющего спокойствия. Это же чувство часто нужно для общения и понимани
...
Читать дальше »
|
Часто современные либеральные взгляды для цивилизационной формации Запада ассоциируют с прагматизмом, то есть к использованию практических суждений в качестве критерия истины. Человек умеет хорошо планировать и продумывать собственные интересы и значит он прагматик. Человек различает действия, приносящие пользу и вред и значит он хорошо осознаёт, как вести свою хозяйственную деятельность. Но если внимательно присмотреться к прагматизму, то он оказывается не тем, за кого себя выдаёт. Прагматизм зацикливается на системности и упорядоченности, подставляя свою концепцию вместо иных толкований действительности. Конечно, это просто: заменять рассуждения об идеале простым видением собственных интересов, даже если в основе такой замены лежит протестантская этика. Но что лежит в основе этих интересов, если не навязанные цивилизацией идеалы. Прагматики вновь утверждают то, что было сформулировано ранее как гедонизм или иррационализм, феноменология или экспрессионизм, стремление к жизни или трудовая теория, но они ничего в сущности не противопоставляют прошлому кроме своей собственной жизни и видения мира, собственного и согласованно объединённого в метацивилизационную воронку восприятия и поглощения эмоций.
Например, возьмём такое общественное явление, как причёски: оно выполняет некоторую культурно-демонстрационную функцию, но несёт ли оно какой-либо практический или прагматический смысл для человеческой жизни? Следует учесть, что волосы имеют свои ограничения и не рекоменд
...
Читать дальше »
|
Очередной каламбур поражает своей привычностью для среднестатистического уха: нездоровая диета. В предыдущей записи я предложил концепцию человека "Не", то есть человека, способного определить своё бытие через отрицание чего-либо, как правило какой-либо крайности. И отказ от продуктов обычно рассматривается как диета или пост. Конечно, то и другое должны включать как описание материальной деятельности по потреблению продуктов питания, так и мыслительную и духовную составляющую. Соответственно применительно к ним понятие человека "Не" означает отказ от части продуктов или от дурных мыслей, от использования некоторых слов, совершения действий. Но сама деятельность может осуществляться и исходя из принципа стремления и достижения к крайностям. Такой крайностью для диеты является, например, полный отказ от еды в течение некоторого времени и употребление только жидкостей. Субъективной же крайностью можно считать стремление к некоторому категориальному множеству, например, к определению допустимого множества допущенных к употреблению продуктов питания. Выбор же подходящих крайностей физической деятельности, например, вида спортивных упражнений связан с интересами и общественными условиями. Отрицание плохо подходит для собственно физических упражнений, но довольно хорошо укладывается в системное определение, такое как стремление отказаться от неудобства, например, не передвигаться в общественном тр
...
Читать дальше »
Категория:
События
|
Просмотров:
841
|
Добавил:
jenya
|
Дата:
2019-01-19
|
| « 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 26 27 » |
|