Пятница, 2024-04-26, 21:20
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы дневника
События [11]
Заметки о происходящих событиях, явлениях
Общество [48]
Рассуждения об обществе и людях
Мир и философия [50]
Общие вопросы мироустройства, космоса, пространства и времени и того, что спрятано за ними
Повседневность [49]
Простые дела и наблюдения в непростых условиях
Культура и искусство [26]
Системы [15]
Взаимодействие с системами (преимущественно информационными)
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта

Люди думают, что логика делает их жизнь упорядоченной. Но она в действительности приводит к хаосу, ибо иллюзия знания хуже, чем простое неведение.

Структуры делают жизнь существенной и всеобъемлющей, но сами по себе они есть ничто, помноженное на иллюзорность восприятия. Нельзя структурировать то, что не поддаётся принципу абстрагирования.

Принцип абстрагирования означает установление локального закона приведения в соответствие окружающей и внутренней действительности, таким образом, что внутренняя действительность становится адекватным отображением окружающей. Поскольку за пределы внутренней действительности выбраться невозможно, то абстрагирование может подвергаться изменению и становиться несоизмеримым во времени. Следовательно ограничение принципа абстрагирования состоит в невозможности проверки внутренней модели мира.

Язык как структура следует из применения принципа абстрагирования к внутренней мыслительной деятельности путём установления логических и псевдологических операций над множеством данных чувств. Язык формируется как частная абстракция данного восприятия действительности и дополняется другими составляющими внутренней жизни. Язык таким образом не становится ни структурой внутренней жизни, ни полным выражением внешней жизни. Но отказ от языка приводит к деструктуризации действительности.

Деструктуризация действительности означает обращение к исходным восприятиям без посредства языка и может случаться в самые неожиданные моменты ... Читать дальше »

Просмотров: 813 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-14 | Комментарии (0)

Иногда, может быть даже часто, не системность, а  несистемность становится принципом, тогда мы начинаем думать либо хаотично, либо не упорядоченно. Но в упорядоченности ведь в сущности нет системности, если это просто линейность и предвзятая последовательность без начала и конца. Иное дело горшки с цветами на подоконнике или коробки сваленные на антресоли. Или вот странная привычка разделять лук на части и хранить его, так что потом образуется множество надрезанных луковичек. Или недопитых коробок молока. Можно подумать это блажь или удел тех, у кого в холодильнике 2 ряда кастрюль и банок. Но всё зависит от потребностей и от вкусов. Кто-то питается одним и тем же набором общепита, кто-то хранит 15 видов варенья со своего приусадебного участка. И понятно, что все банки разом не съесть. Само съедание банки варенья за раз выглядит несколько странно и возможно требует вмешательства нарколога по сахару. Но где здесь всё-таки принцип: в нашем законе страсти к варенью или в пустой свободной полке, освобождающей своим медитативным таинством новые миры безграничного и повторяющегося от движения к движению вкуса?

В дороге всё должно быть просто: ничего лишнего, что слишком нагрузит тело. Но для оседлых людей стремление состоит в ином: не в бесконечной дороге, а в бесконечных запасах. Путь познания мира начинает становиться не движением мимо разнообразных лесов и озёр, а поглощением различных видов ягод и зёрен, орехов. И этим же можно объяснять торговлю и сам технически ... Читать дальше »

Категория: Повседневность | Просмотров: 1145 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-14 | Комментарии (0)

Где-то высоко летит Луна. Она всего лишь подобна мотыльку или летящему огненному шару. Если мы отвлечёмся от абстракции, то и в самом деле не будет никакой разницы. Мы не могли подняться даже до летящих птиц до недавних пор, однако как только изобрели первые средства для полётов сразу же задумались о далёких мирах. В основе таких различий - мышление по аналогии. Либо мы видим аналогию в летящих шарах и искрах от костра, либо в абстракциях представления пространства, которые ещё могут поменяться несколько раз к моменту нашего достижения звёзд.

Но такая аналогия выглядит как нечто большее, чем простая ошибка восприятия. Это как если бы мы думали об аналогии о всём, что есть внутри нас, о всём, что мы можем представить снаружи. Ведь мы не думаем о сходствах, мы их можем лишь воспринимать. И всё что важно в этом случае - это граница которую мы проводим. Граница и придаёт видимую значимость нашим и не нашим мыслям, нашему воображаемому небу, близкому или далёкому. Граница нашей фантазии - это продолжение мыслительного неба возможного технического прогресса. Но художественный прогресс - это возможность представить светящуюся Луну, смотреть на летящие искры, улетающие куда-то к ней, а не только ощутить тысячи тонн сгорающего керосина. Возможно - в будущем это возможность ощутить силу, которая заключена внутри атома и может быть выплеснута, а не разбрызгана и не обрушена. Но впрочем Землю менее всего следует превращать в лабораторию, ведь это слишком высокорисковое предпри ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 800 | Добавил: jenya | Дата: 2018-12-01 | Комментарии (0)

Бывает время проходит незаметно. Бывает оно опаздывает. Можно долго твердить, что оно не пришло, а оно тем временем убегает вперёд. Время - это просто наши шаги, расположенные по действительности, будь то созданные нами часы или колебания волн в наших мыслительных центрах. Поэтому это всего лишь иллюзия и нельзя сказать о нём ничего определённого. Но столь же неопределённо и пространство нашего восприятия. Между тем мы рискуем предполагать и знать то, что нас ожидает, заглядывать в прошлое и в будущее себя и окружающего. Кому-то кажется это невозможным, кто-то верит в непоколебимую силу науки и человеческого разума. Порой людей заносит слишком далеко и они увлекаются романтикой. Всё что, мы должны сказать - что время рассудит и расставит все точки и запятые. И коль скоро мы делим время на отрезки, то мы учимся соизмерять и описывать действительность. Но самым большим вызовом действительности можно назвать попытку управления временем.

Управлять проще всего простыми системами, хотя бы песочными часами. Вот они идут в одну сторону, а потом в другую  демонстрируют практически неизменную силу гравитации. И практически неизменный ход времени. Между тем мы знаем, что время может останавливаться при достижении достаточно высоких скоростей. И мы стремимся мыслить о них и о значении его течения. И всё же мы стремимся управлять им, ускорять и замедлять в рамках собственного сознания как если бы мы управляли световым потоком, разгоняли и замедляли его. Мы можем управлять ... Читать дальше »

Категория: Мир и философия | Просмотров: 822 | Добавил: jenya | Дата: 2018-11-26 | Комментарии (0)

Если во времена продолжающейся промышленной революции, ознаменованного окружением эпохи модерна, люди ещё сохраняли классовое разделение и крупнейшим классом оставались крестьяне, служанки и лакеи, уже вольнонаёмные, но почти столь же мыслительно посаженные на цепь подчинения аристократии как холопы Древнего Рима, то с развитием технологических улучшений и переходом основных производительных сил из обслуживающих друг друга к обслуживанию техники сама необходимость в повышении эффективности разнообразных бытовых услуг вроде бы исчезла. Конечно же сохранились гостиницы и рестораны, театры и уборщицы, но место слуг заняли послушные стиральные, кофейные машины, место кучеров — усилители руля, место крепостных актёров — проекторы и экраны кинозалов, да и сама организация предоставления услуг приобрела причудливую форму промышленно определённых в своей структуре жилищно-коммунальных хозяйств. Но если раньше служанки и аристократы различались по своей функциональной роли, что приводило к различию в толщине рук, наличию на них мышц, тренированности и проникновенности ума, то в той модели это разделение способствовало более высокой эффективности и этим, я думаю, можно отчасти объяснить и появление классических произведений искусства, расцвет которых проходил на фоне повышения эффективности, когда обслуживающие граждане уже получили некоторую свободу в том, чтобы по крайней мере определить своё собственное место в цепочке раз ... Читать дальше »

Просмотров: 1121 | Добавил: jenya | Дата: 2018-10-27 | Комментарии (0)

Принято считать, что технические ошибки по определению могут возникать у технических устройств, но лишь исходя из материалистической теории мы можем признать самих людей столь же бездушными машинами, как и прочие, и признавать любые их ошибки в качестве технических. Но люди часто действуют на основе простых инстинктов и правил, а значит совершаемые их ошибки можно рассматривать как технические. Да и сама система обработки информации у людей часто ведёт себя согласно действующим алгоритмам, например, выбирая похожи звуки или знаки и постепенно подставляя одни вместо других похожих. Можно даже утверждать, что сам язык, да и всё знание, развивается на основе создаваемых отклонений, ошибок в данных и текстах, семах и фонемах, так что в итоге отбираются наиболее подходящие подобно тому, как в природе выживают лишь некоторые виды и особи с наиболее подходящими свойствами. Но чем тогда отличаются человеческие ошибки от технических, если техника получает некоторый алгоритм, который не изменяется, а значит ошибка не может быть исправлена без вмешательства человека, тогда как человек сам может понять и исправить ошибки? Для употребления языка мы уже определили ошибку исходя из собственных представлений носителей о принятых нормах его употребления, хотя часто ошибки становятся явными только когда воспринимает речь какой-либо собеседник иначе человек сам должен воспринять собственную речь и понять, что что-то было намеренно или случайно уп ... Читать дальше »

Просмотров: 753 | Добавил: jenya | Дата: 2018-10-26 | Комментарии (0)

Кто люди — паразиты или свиньи? Свиньи могут превратить теорию полезности в нескончаемое получение удовольствия от грязи, а паразиты могут незаметно получать всё необходимое, ничего не отдавая взамен. В сущности не важно, к чему мы приходим, важно как мы приходим и каковы все возможные последствия от наших шагов. Но мы обычно ничего не можем сказать о всех последствиях, даже если просто купаемся в грязи или едим опавшие жёлуди. Но как дикие кабаны рыхлят землю, так домашние свиньи уже не приносят никакой пользы лесу — так почти все отрасли хозяйства становятся по отношению к природе паразитами. Люди добывают ресурсы, загрязняют природу и сложно сказать, способны ли мы ещё на какое-то участие в жизни окружающего мира кроме попыток сохранения видов и ограничения мира от нас самих.

Но можно посмотреть на складывающиеся взаимоотношения по-иному, не через призму утилитаризма, но в поиске скрытых культурно-этических смыслов. Люди общаются с окружающим миром, ходят в леса, поют там песни и даже просто наслаждаются красотой мира. Если же они не превозносят себя над ним, то это уже большая их заслуга. И возможно попытка ограничить своё действие — не совсем правильная трактовка взаимодействия. Но часто это единственное действительное действие, которое может сделать паразит на теле хозяина — уйти с этого тела. Но мы всё-таки способны на нечто большее, поэтому са ... Читать дальше »

Просмотров: 759 | Добавил: jenya | Дата: 2018-10-23 | Комментарии (0)

И сказано было: не не создавайте лишнего, не изобретайте велосипед, не повторяйте чужих ошибок, не наступайте на грабли, не ждите, пока яблоко упадёт на голову. Но яблоки тем не менее падают и мы можем это увидеть, если отправимся в завершении лета или в продолжении осени в сад, сядем на стуле и начнём чтение книги. Через некоторое время перед нами произойдёт тот самый завораживающий процесс падения яблока, которое, конечно же, мы можем сразу же подхватить, ополоснуть и съесть. А можно даже сесть под яблоню и ждать.. ждать когда яблоко упадёт нам на голову и возможно тогда наступит просветление или наоборот (сказанное ни в коей мере не является позывом к действию, тем более, что большая часть яблок уже кажется опала). Эта запись не посвящена яблокам, её идея - обсудить возникновение лишнего, повторения ошибок, ведь в сущности любое такое действие повторения - очевидная неэффективность. Но часто нам приходится повторять и повторять, лежать, сидеть и просто смотреть на окружающий мир или быть словно белка, загнанная в колесо, повторяющая всё те же движения, которые не слишком нужны обществу. Почему же так происходит, что сети наполнены дублирующейся информацией, пересылкой одних и тех же новостей, переформулировками одних и тех же текстов, копиями одних и тех же файлов, причём часто без каких-либо правовых оснований? Но и шире повторениями могут наполнены и города и леса и наши мысли и наши дни.

Одна из причин - это познание и творчество. Если бы мы ограничивали себя ... Читать дальше »

Просмотров: 805 | Добавил: jenya | Дата: 2018-10-18 | Комментарии (0)

Не всегда наш мир выглядит таким, каким мы его себе представляем. И не всегда мы себе представляем, каким же он выглядит, как он изменяется и как медленно восстанавливается. Известно, что на крайнем севере и в других местах с низкой интенсивностью протекания природных циклов природа восстанавливается особенно долго. Но эти сроки - столетия ли или даже тысячелетия - практически ничто по сравнению с ожидаемым временем восстановления видового разнообразия, Это время оценивается миллионы лет, и то, похоже, при том условии, что люди словно бы пропадут с поверхности Земли. Такие выводы содержит исследование шведских и датских учёных. Животные были разделены по их значению для биоценозов и их уникальности, что позволило понять, что исчезновение идёт с огромной скоростью по сравнению с возможным периодом восстановления хотя бы до текущего уровня разнообразия. Если человечество не предпримет сверхусилий, то видовое разнообразие через полвека настолько оскуднеет и вся природная среда настолько изменится, то на восстановление до уровня, сопоставимого с современным потребуется не менее 3 миллионов лет, тогда как для восстановления к уровню, существовавшему в ледниковый период (видимо его активную фазу, поскольку сегодня мы ещё продолжаем жить в "ледниковый период", хотя и не в его фазе обострения) до на ... Читать дальше »

Просмотров: 773 | Добавил: jenya | Дата: 2018-10-17 | Комментарии (0)

Осенняя красота наступает с шуршанием фрагментированных частей лета, ферментированных дуновением ветров, незаметнным для глаз внутренним преобразованием, которое оказывается столь же естественным, как и любая другая перемена, принимаемая чувствами, но не перерабатываемая умом. Ещё Адам Смит в начале своего известного сочинения отмечал, что люди часто получают свою выгоду лишь из удовольствия наблюдения за выгодой других. И единственное удовольствие для моралиста может быть лишь в удовольствии и благе другого человека или существа. Но когда что-то происходит даже с самим человеком, что он не может отнести только лишь к собственным интересам, то и в этом случае благо может быть признано, но тогда сама грань между эгоизмом и альтруизмом может быть стоически нивелирована. В остальном же наблюдении, наблюдении за природой мы подлинно должны ежесекундно сомневаться в наличии ответной реакции, взаимосвязи. Но исследования физики и философские рассуждения одинаковым образом подталкивают нас к мысли об изменении путём наблюдения. И действительно порой единственным способом изменения чего-либо становится наблюдения.

Но каждое ли наблюдение предполагает изменения? Прежде всего мы можем наблюдать происходящее без интереса. Или же мы можем получать удовольствие от воспроизведения какой-либо картины, звуковой записи. Мы тогда воспринимаем записанные в ней сюжеты, включаемся в повествование тропов, ходов и оборотов, но всё же можем не всегда воспринимать происходящее как подверга ... Читать дальше »

Просмотров: 768 | Добавил: jenya | Дата: 2018-10-14 | Комментарии (0)

« 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 24 25 »
Copyright MyCorp © 2024
Лицензия Creative Commons